Климат мы не поменяем, зато можем модернизировать производство

11.03.2014 | Слово депутата | 7м. 19 c. | 259
Климат мы не поменяем, зато можем модернизировать производство
Виктор Лемеха: «После окончания реконструкции завода уже в 2019 году наши региональные налоги вырастут до 3 миллиардов рублей»

- Если регион поддерживает развитие своего производства, то и производство в итоге поддерживает свой регион, - считает Виктор Лемеха, депутат краевой Законодательной думы, управляющий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом.

- Виктор Геннадьевич, как депутат и одновременно руководитель крупного предприятия, оцените - насколько серьезно Хабаровский край с его сугубо социальным бюджетом может влиять на развитие региональной промышленности?

- Здесь основным рычагом влияния я бы назвал Закон Хабаровского края «Об инвестиционной политике». Он, например, позволяет предприятиям, которые серьезно занимаются модернизацией и развитием своего производства, снизить на 50 процентов свои налоги на имущество и прибыль в течение пяти лет.

- Преференции значительные, но какие при этом ответные требования региона к предприятию?

- Главное требование - в результате реализации проекта модернизации должна вырасти налогооблагаемая база. Поэтому прежде чем получить налоговые льготы, ты должен региону представить и защитить свой инвестиционный проект. Разумеется, если размер льготы превысит ожидаемый налоговый эффект, проект не будет считаться приоритетным для Хабаровского края и никто такую преференцию не одобрит.

Более того, по результатам защиты инвестиционного проекта с каждым предприятием заключается инвестиционное соглашение, в котором предприятие по годам расписывает уровни роста своих региональных налогов. Если по факту происходит снижение этих показателей, то соглашение между краем и инвестором может быть приостановлено.

Вложить, чтобы получить

- В этом году краевой бюджет, как никогда в последние годы, ощущает на себе экономический спад. С чем он связан?

- Действительно, многие предприятия снижают свои прогнозы по прибыли, что означает автоматическое сокращение налоговых отчислений в бюджет. Виной тому разные факторы. Например, один из наиболее неприятных для Хабаровского НПЗ негативов - ослабление курса рубля.
Вообще этот фактор коснулся всех предприятий, имеющих валютные кредиты, импортирующих оборудование, то есть как раз тех, кто серьезно занимается развитием, модернизацией своего производства.

- Почему именно их?

- Если разбирать на примере нашего завода, то, во-первых, валютные заемные средства, идущие на реконструкцию (а это порядка миллиарда долларов), с падением рубля автоматически съедают прибыль завода и снижают его налогооблагаемую базу.

К такому же результату приводят, как это ни парадоксально, преференции, даваемые правительством РФ предприятиям, занимающимся модернизаций. Я имею в виду: сокращение сроков амортизации оборудования, возврат НДС, вычет процентов по кредитам из налогооблагаемой базы…

В принципе деятельность любого предприятия в активной стадии модернизации становится убыточной. Это нужно учитывать при разработке, утверждении, а главное, в процессе исполнения каждого закона, стимулирующего развитие производства.

- В таком случае резонный вопрос рядового налогоплательщика - жителя края: окупается ли поддержка регионом крупного бизнеса?

- Судите сами: НК «Альянс» занимается реконструкцией ХНПЗ с 2007 года. Сейчас мы подходим к ее финальной стадии. В прошлом году ввели основных фондов на 24 миллиарда рублей, в этом - на 21 миллиард. Да, при этом не получаем прибыли, не даем рост региональных налогов в той мере, которой от нас ожидают. Но с другой стороны, когда модернизированное производство заработает, прежде всего краевой бюджет получит эффект. Если сегодня мы даем региону порядка 380 миллионов рублей налогов, то после окончания реконструкции уже в 2019 году наши региональные налоги вырастут до 3 миллиардов рублей.

- Откуда такой рост?

- Во-первых, с появлением прибыли и отменой льготы вырастет налог на прибыль.

Во-вторых, НДФЛ увеличится за счет того, что в результате реконструкции появится порядка 200 новых рабочих мест. Более того, на заводе в ближайшие 2-3 года вырастет средняя заработная плата просто потому, что на предприятии резко снижается число низкоквалифицированных специалистов, а высококвалифицированные требуют высокой оплаты труда.

В-третьих, налог на имущество, также поступающий в краевую казну, должен вырасти. Ведь когда мы начинали реконструкцию, у нас остаточная стоимость основных фондов была порядка 3 миллиардов рублей. Инвестиции же составят в итоге 60 миллиардов рублей. А значит, наши основные фонды вырастут в 20 раз!

Вот теперь давайте подсчитаем окупаемость. За все время (пять лет) действия инвестиционного соглашения с краем завод порядка 2,8 миллиарда рублей смог дополнительно вложить в свою реконструкцию за счет краевых льгот. Для края же эффект преференции:  это - рост ежегодных налогов в бюджет с 400 миллионов до 3 миллиардов рублей.

Поэтому, уже не как руководитель предприятия, а как депутат краевой думы, как житель края, я считаю: наш закон «Об инвестиционной политике» нужно не только активно использовать, но и развивать. Нельзя написать закон, который раз и навсегда учитывал бы все жизненные и экономические обстоятельства. Если у руководителей предприятий края есть сегодня конкретные проблемы и предложения по «Инвестиционной политике», мы должны их представить и разрешить на уровне региональной законодательной власти.

Совсем другой экспорт

- Один из принципов новой концепции развития Дальнего Востока - экспортная ориентированность нашего производства на страны АТР. Насколько, по вашему опыту, это реально?

- Сегодня экспорт Хабаровского НПЗ составляет от 40 до 45 процентов всей производимой продукции. Причем это продукция низкой степени переработки, которая не пользуется спросом на внутреннем рынке. Например, - прямогонный бензин, не гидроочищенное дизельное топливо, прямогонный мазут...  Сам завод не может в данный момент их более глубоко переработать. Страны же АТР берут эту продукцию не для прямого назначения, а в качестве сырья (у них уже давно есть технологии для более глубокой переработки).

У нас в регионе в лесопереработке, рыбопереработке, других экспортных отраслях точно такая же ситуация. Ее, исходя из любой (новой или старой) концепции развития Дальнего Востока, нужно менять.

И здесь единственное решение - модернизация.

Наша новая установка гидрокрекинга, например, должна 508 тысяч тонн мазута, который мы сейчас отправляем на экспорт, превратить в самое современное дизтопливо и автомобильный бензин...

В целом мы поднимаем глубину своей переработки с 62 до 90 процентов. И тут же меняем всю структуру экспорта, прекращая продавать за рубеж продукты первичной переработки.

Новые же объемы  высококачественных топлив пойдут на отечественный рынок и на экспорт. Но, разумеется, поставки в АТР будут не 40-50 процентов, а гораздо меньше.

- Получается, что в результате модернизации экспорт сократится?

- Даже если доля экспорта у нас и снизится, то в абсолютных цифрах выручка должна вырасти, за счет более высокой прибавочной стоимости глубоко переработанной продукции.

- Вы хотите сказать, что наше топливо будет конкурентоспособно в странах АТР?

- По качеству - однозначно. Сегодня 96 процентов бензинов, выпускаемых заводом, - класса ЕВРО-5. Выше этого качества в мире просто нет.

Что касается ценовой конкуренции, то многое здесь зависит от политики государства - как оно будет регулировать дальневосточные экспортные потоки своими акцизами, экспортными пошлинами... Мы ведь видели - какой толчок к развитию глубокой лесопереработки дали заградительные пошлины на вывоз за рубеж круглого леса. Но потом торможение этого процесса со стороны государства больно ударило по предприятиям, вложившим деньги в модернизацию и строительство новых перерабатывающих мощностей.

Я считаю, подобные меры стимулирования дальневосточного экспорта должны быть более продуманными и последовательными. В их формировании должны участвовать не только федеральные чиновники, но и дальневосточные властные структуры, региональные исполнительные и законодательные органы.

- Один из новых принципов федеральной поддержки - давать льготы только тем компаниям, которые создают на Дальнем Востоке свой бизнес с «нуля». Как к нему относятся предприятия уже давно работающие?

- Я не считаю этот принцип справедливым. И со мной, видимо, согласятся другие руководители уже действующих производств. Особенно тех, которые давно подошли к острой необходимости модернизировать свое стареющее, малоэффективное оборудование. Если их проекты развития стимулировать господдержкой, они дадут точно такой же эффект, как и гринфилды: рост производства, рабочих мест, налогов.

Не хватает денег и кадров

- С точки зрения законодательства, - говорит Виктор Лемеха, - я лично считаю, уже существуют все необходимые инструменты господдержки на федеральном и краевом уровнях, чтобы реально заниматься модернизацией, создавать новые производства. Но вот чего реально не хватает - дешевых и долгосрочных финансовых ресурсов. Без привлечения заемных средств сегодня ни одно, пожалуй, наше предприятие не способно заниматься серьезной реконструкцией. Поэтому, помимо федеральных и краевых налоговых преференций, нужны принципиально другие инвестиционные финансовые институты развития региона.

Еще одна проблема, которую необходимо решать, если мы ставим перед собой цель развития, в том числе и экспортно ориентированного производства, - кадровая. К сожалению, здесь у нас часто возникают тупиковые ситуации. Например в Хабаровске практически нулевой уровень безработицы. В крае он выше, но за счет сельских и северных территорий, откуда нереально привлечь квалифицированные кадры.

- Откуда же вы вдруг возьмете специалистов для заполнения создаваемых модернизацией новых рабочих мест?

- Только в 2013 году нашей компанией на обучение и стажировку персонала было затрачено более 9 миллионов рублей. У нас заключены договоры с Тихоокеанским государственным университетом, Комсомольским политехническим, с девятью техникумами и ссузами. Мы поддерживаем эти учебные заведения своими заказами, они - готовят для нас кадры.

Ведем постоянный набор. И очень часто приходится переучивать на технологов и операторов людей с высшим образованием, которые имеют квалификацию юриста, экономиста, менеджера международных отношений или гостиничного бизнеса.

- Как эту кадровую проблему решить на уровне нашего края?

- Мы каждый год предоставляем в правительство края информацию - какие специалисты, в каком количестве нам потребуются в ближайшие пять лет. Такая информация поступает и от других предприятий. В результате формируется общая кадровая потребность региона. Исходя из нее, планируется развитие региональной системы образования.  

То есть система решения кадровых проблем выстроена, но еще не работает настолько эффективно, чтобы предприятиям можно было не заниматься ею напрямую с вузами. И, видимо, такое прямое сотрудничество: производство-вуз будет всегда. На уровне региональной власти следует ожидать лишь принципиальных, общеструктурных решений. Правительство края не может и не должно готовить нефтепереработчиков, но влиять на формирование системы образования в регионе должно. Сейчас такой процесс идет в рамках принятия Хабаровским краем стандартов АСИ. Один из них так и называется - «Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов».

- Кадры подготовить реально, а как их удержать от отъезда в более теплые края?

- Климат мы поменять не можем. Но можем создать условия жизни и работы. Это, кстати, не только высокая зарплата, но и культура, спорт, образование и здравоохранение, жилищное строительство. Это - качество жизни. И оно меняется. В том числе потому, что каждый бюджет Хабаровского края принимается и будет приниматься с приставкой «социальный».

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».