Не пора ли снять розовые очки

20.07.2013 | Слово депутата | 5м. 35 c. | 222
Не пора ли снять розовые очки

В Законодательной думе Хабаровского края наступают летние каникулы, и хотелось бы немного остановиться на ее итогах работы за прошедший год.

Не скрою, осталось двоякое впечатление. С одной стороны, проведена огромная работа, принято множество законов и постановлений. С другой - остается осадок от осознания того, что какого-нибудь значимого влияния на развитие края эти законы не окажут.

На мой взгляд, это происходит по двум причинам.

Первая - это суперосторожность (политкорректность) нынешнего состава думы, которая по значимым позициям занимается дублированием федеральных законов и решений, спускаемых сверху в приказном порядке, и продвижением вносимых губернатором законопроектов. Вторая - откровенно слабая работа правительства, не позволяющая добиться ощутимых достижений ни в одной из областей народного хозяйства.

Откровенно стыдно, когда президент страны в очередной раз вопрошает: «Вы работать-то будете?!». Не думаю, что это относится только к исполнительной власти, это касается и депутатов.

Так чего ждет президент от местных властей? Наверное, не очень многого: решения проблем населения, развития промышленного потенциала территорий, привлечения инвестиций через реализацию крупных проектов.

И вот здесь необходимо осознание роли представительной и исполнительной власти в поставленной задаче. Исполнительная власть должна четко понимать проблемы и разрабатывать механизмы по их решению. Представительная власть должна оказывать скорейшую законодательную поддержку, выполнять функции контроля, а где необходимо - и поправлять исполнительную власть.

Чтобы эти условия выполнялись, необходимо, чтобы обе ветви власти были одинаково сильны, чтобы их объединяла и направляла четко поставленная цель. Однако из «радужных» отчетов правительства Хабаровского края и отдельных министерств такая цель просматривается крайне слабо.

Принимаемые и реализуемые в крае программы можно назвать не программами развития, а программами расписывания выделяемых из бюджета денег. В них не просматривается ни конкретных целей, ни механизмов реализации и контроля, а самое главное - внятного видения, что же будет в конечном результате. Краевое правительство давно уже превратилось в филиал федеральной власти: скомандовали из Москвы строить детские сады - начинаем строить, скомандовали решать проблему аварийного жилья - начинаем строить и сносить, скомандовали заняться капитальным ремонтом жилого фонда - начинаем заниматься, причем сами не понимая, как это будет происходить. Самое страшное - выбираются наиболее простые решения, которые лежат на поверхности, не задумываясь об эффективности и стоимости этих действий. И, как правило, безо всякой ответственности.

Последний пример - рассматриваемый законопроект «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края». В ходе доклада представители министерства ЖКХ не смогли внятно ответить ни на один из вопросов! Складывается впечатление, что у министерства нет четкого видения самого процесса реализации этого закона, а самое главное - каким образом будет гарантирована сохранность собранных населением средств.
И это не единственный случай. Пожалуй, более-менее отлажена работа социальных министерств, хотя и тут не все гладко. Два года назад, при рассмотрении вопроса о выделении средств на приобретение квартир ветеранам Великой Отечественной войны, на мой вопрос, гарантирует ли правительство полное обеспечение жильем ветеранов войны (святая тема!), был дан утвердительный и твердый ответ: «Да!». Прошло два года, вопрос до сих пор не закрыт. Непонятна позиция министерства образования (ежегодно осваивающего огромные бюджетные средства) в плане инновационной начинки школ сталинской постройки. Почему не строятся новые школы? Особенно в столице края, где эта проблема приобретает катастрофические размеры. Опять ждем команды из Москвы - «Строить школы!».

Поддержка предпринимательства (промышленности) с одобрения думы также ведется весьма своеобразно. Предоставляются необоснованные льготы неэффективным предприятиям. Извините, если за все эти годы предприятие не выходит из долговой ямы, а только усугубляет свое положение, - не слишком ли большая роскошь дарить неэффективному менеджменту огромные бюджетные деньги? То же в строительной отрасли. Отрадно слышать, что молодые семьи могут позволить себе купить квартиру всего за полтора миллиона рублей. Но за счет чего это достигается? За счет компенсации заоблачной стоимости жилья строителям-монополистам из бюджета. Не слишком ли мы щедро распоряжаемся бюджетными средствами? И, может быть, все-таки стоит правительству поработать над реальным снижением стоимости квадратного метра жилья?

Основная проблема, на мой взгляд, тут одна - кадровый голод. Правительство в нынешнем составе уже доказало свою несостоятельность, но новых лиц в ближайшее время не предвидится, хотя бы потому, что их негде взять. Монополизация власти, когда у руля находятся десятилетиями одни и те же лица, неизбежно должна была привести и привела к исчезновению кадрового резерва. Соответственно, тех, кто должен был прий­ти на смену, просто нет, а у молодого поколения управленцев нет ни знаний, ни опыта. Попытки исправить ситуацию сводятся к простому перемещению обоймы существующих чиновников. В итоге получается, как в известной басне Крылова «Квартет» - может быть, мы неправильно сидим? Давайте поменяемся местами!

Еще один стратегический промах - отсутствие четкой взаимосвязи между региональными и муниципальными органами власти. Постоянно приходится слышать от представителей правительства: муниципальные власти не могут, муниципальные власти не хотят, муниципальные власти не успевают. Так заставьте, помогите, научите! Создается впечатление, что у этих ветвей власти совершенно разные задачи и цели, хотя цель-то декларируется одна - благосостояние населения. На практике это должно быть представлено даже не взаимодействием этих ветвей власти, а тем, что региональная и муниципальная власть должны выступать как одно целое. Как этого достичь, я не буду объяснять, это наверняка известно любому, имеющему соответствующее образование чиновнику. На мой взгляд, тут требуется проявить, в первую очередь, политическую волю и желание, как это ни странно и старомодно звучит, «работать на благо народа», а не отрабатывать трудовую повинность в министерском кресле с соответствующим окладом.

Дефицит краевого бюджета к лету 2013 года практически достиг предельного уровня. Причем усугубляется ситуация тем, что подолгу не сдаются крупные социальные объекты, что неизбежно приводит к их значительному удорожанию. Не были вовремя запланированы расходы на те социальные объекты, которые должны быть предусмотрены еще минимум пять лет назад - строительство детских садов, поликлиник, школ. И сегодня не известно, за счет чего в крае будут решаться диктуемые из Кремля требования по повышению заработной платы бюджетников и решению социальных вопросов.

Вообще, крылатая фраза бывшего спикера «Мы тут не занимаемся планированием, мы занимаемся прогнозированием» - это девиз всей деятельности нынешних правительства и думы. Прогнозировать можно что угодно, самое удобное в такой позиции - не надо никому ни за что отвечать.

Конечно, даже такая деятельность правительства позволяет хоть что-то делать. Печально лишь одно - если внимательно посмотреть чуть дальше, чем на год, то нетрудно сделать вывод: такие действия уже в ближайшем будущем приведут к проблемам, решить которые будет не под силу уже никому.

И правительство, и дума оказались в самими же ими созданной ловушке: почти стопроцентно социальное ориентирование бюджета привело к предсказуемым последствиям - бюджетные обязательства возрастают, а доходная база бюджета стремительно уменьшается. Правительством допущены стратегические промахи в сохранении и развитии производственного потенциала края. Давно уже пора прекратить кормить народ сказками о неких «крупных инвесторах» из микроскопических сопредельных государств, которые придут к нам с деньгами, и край «расцветет».
Чем раньше мы поймем, что потенциал края никому, кроме нас самих, не интересен и что мы можем рассчитывать только на свои собственные силы, тем быстрее мы сможем что-то изменить к лучшему. Я не призываю к простому вливанию бюджетных денег в производственный сектор. Есть другие, более действенные меры, которые почему-то никто не хочет применять.

В конечном итоге, решение любой проблемы упирается, в первую очередь, в эффективное управление. Там, где этого нет, проблемы нарастают комом, а бюджетный потенциал тает на глазах. Без осознания того, что мы прожили самое благополучное десятилетие, а в дальнейшем ситуация будет не столь радужной, невозможно нормальное развитие края. Только собственные эффективные действия, только вскрытие и развитие своих резервов, в первую очередь, производственных, позволят стабилизировать ситуацию и хоть с каким-то оптимизмом смотреть в будущее.

Г. Савочкин, депутат Законодательной думы Хабаровского края, фракция ЛДПР.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».