Собственник жилья: своя ноша тянет

19.09.2012 | Слово депутата | 6м. 33 c. | 262
Собственник жилья: своя ноша тянет

В Государственной думе во втором чтении рассмотрен закон, предварительно названный так: «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Из названия вроде бы ничего особенного не следует, но, посмотрев пояснительную записку, начинаешь понимать: это - очередная попытка возложить на население ответственность за техническое состояние жилого фонда.

Когда-то народ поманили бесплатными квартирами, он заглотил эту наживку и приватизировал жилье. Постепенно часть услуг по содержанию жилья стали переводить в платные, но, как оказалось, это были еще цветочки. Теперь износ жилого фонда уже перешагнул далеко за пятьдесят процентов. Его восстановление требует очень больших денег - наше министерство ЖКХ подсчитало: чтобы единовременно провести в крае капитальный ремонт всего жилого фонда, потребуется примерно 60 млрд. рублей. Это практически весь краевой бюджет! Естественно, что у населения таких денег нет. В большинстве наиболее старых домов, износ которых максимальный, проживают пенсионеры. Те, что помоложе, перебрались в дома классом повыше. И получается, что именно пенсионеры за счет своей пенсии должны отремонтировать не только квартиры, но и места общего пользования в своих домах. А ремонт мест общего пользования - это наиболее затратные работы. Мало того, законодатели совершенно утопически предполагают, что кто-то из пенсионеров возьмет кредит в банке, чтобы вложить деньги в капитальный ремонт дома, и потом будет выплачивать проценты. Создается впечатление, что в Госдуме собрались одни небожители, которые вообще не имеют представления о реальной жизни!

После второго чтения законопроекта депутаты приняли решение продлить срок внесения поправок и рассмотреть закон в середине октября. Основной рефрен: создание в регионах системы проведения капитального ремонта. До настоящего времени существовал Федеральный фонд реформирования ЖКХ, и деньги фактически шли оттуда на проведение капитального ремонта жилья. Общий объем по стране на эти цели был 240 млрд. рублей - не самая маленькая сумма! Но фонд приказал долго жить, и в 2012 году - по инерции еще - Хабаровский край получил всего несколько десятков миллионов рублей. А достаточно сказать, что только Хабаровск в один из годов действия фонда получил порядка 600 млн. рублей! За этот счет было отремонтировано около тысячи домов - город бы никогда на свои деньги не потянул такой объем.

Теперь же капитальный ремонт жилого фонда этим законом переводится на региональный уровень. И как бы ни пытались завуалировать смысл этого закона, но основным источником проведения капремонта становится плата собственников жилых домов. Одновременно законодатель предлагает несколько изменить порядок учета, хранения и использования данных средств, вводя понятие некоего уполномоченного юридического лица, на счетах которого они и собираются копить эти деньги. Озабоченные тем, что деньги капитального ремонта растворяются в общей массе средств, которые и сейчас (правда, не в таком, как предлагается будущим законом, объеме!) собираются с жильцов за техническое обслуживание, законодатель предполагает, что нужно принять меры, чтобы гарантировать сохранность и правильное использование средств капитального ремонта.

Здесь палка о двух концах. Да, сегодня можно обвинять управляющие компании в любых грехах, и в некоторых они действительно повинны. Но все-таки, слава Богу, что сейчас управляющая компания может в определенный момент найти деньги для проведения капитального ремонта, взяв их с общего счета. И они ж все равно работают! А как только мы их будем хранить где-то на специальном счете у какой-то специальной контролирующей организации, они перестанут работать, и управляющая компания сразу почувствует серьезные финансовые затруднения. Не думаю, что это улучшит обслуживание жилого фонда.
\
Данным законом устанавливается порядок определения размера платы в этот фонд. Максимальные и минимальные ставки определяются правительством, а регионы и муниципалитеты определяют конкретные ставки на местах. Кроме того, предлагается устанавливать график проведения капитальных ремонтов, который будет утверждать муниципалитет. Денег мало, и если их распылить на каждый дом, то просто ничего невозможно сделать. Либо надо положить деньги и ждать несколько лет, когда они накопятся, либо разрешить кому-то, скажем, муниципалитету, составляя график капитального ремонта, аккумулировать эти средства на ремонте конкретного дома. Здесь есть рациональное зерно, но есть и правовой вопрос: муниципалитет не имеет права распоряжаться деньгами собственников. Ведь фактически они владеют домом и владеют средствами на капремонт, муниципальная доля от общего жилого фонда не превышает сегодня десяти процентов, а график на ремонт, тем не менее, утверждает муниципалитет!?

Кроме этого, предполагается, что жилые дома будут брать кредиты на проведение капитального ремонта, если им не хватит собранных средств, и жильцы потом будут отдавать проценты. Какова сегодня банковская система и как она действует, мы знаем - банки работают прежде всего на себя. Правда, в тексте документа есть такая фраза:

правительство РФ, правительства краев и областей и муниципалитеты могут выделять деньги на проведение капитальных ремонтов домов. То есть, если мы прежде твердо знали, что есть фонд реформирования ЖКХ, а в нем средства на проведение капитальных ремонтов, затем к ним еще добавлялись деньги субъекта и деньги конкретного муниципалитета, который получал финансирование из этого фонда, то теперь есть такая лукавая формулировка:

«могут». А скорее всего - «не будут», так надо продолжить эту фразу! Таким образом она целиком расшифровывает истинные намерения авторов законопроекта: стряхнуть с себя еще одну обязанность.

Как же быть, и где взять деньги? Сегодня необходимо принять решение, что правительство хотя бы будет выплачивать проценты за кредиты, которые возьмут жители, чтобы те могли получать фактически беспроцентную ссуду. Завтра могут начаться серьезные проблемы с аварийностью домов, когда станут рушиться потолки и стены, потому что настоящего капитального ремонта во многих домах долгие годы не было, и теперь уже, исходя из текста этого законопроекта, точно не будет. Вот тогда и придется думать, как из этой ситуации выходить. Безусловно, сегодня муниципалитеты не в состоянии выделить большие суммы. Хорошо, к примеру, в Хабаровске научились зарабатывать и формировать свой достаточно приличный бюджет, из которого часть денег можно выкроить на капитальный ремонт, что сегодня и делается. А что говорить о других муниципальных образованиях, где живут на дотации и субвенции, получаемые из бюджета края? Краевой бюджет не резиновый, и его весь нельзя пустить на капитальный ремонт. Ну, выделят десяток миллионов, но не более того. В общем, на сегодняшний день можно сказать, что, скорее всего, никто не знает, как быть с капитальным ремонтом.

Истинные мотивы понятны: сегодня в стране кризис, и есть опасения, что поступления в бюджет резко снизятся, а финансирование статей, которые раньше финансировались, будет снижено или полностью прекращено. Такова суровая необходимость экономики и финансов, и тут никуда не денешься.

Помимо этого, правительство РФ поставило вопрос о введении с 1 сентября этого года новых нормативов потребления.

Но, так как это отдано на откуп регионам, в нашем крае изменения произойдут с 1 января. В стране идет высокий расход всех ресурсов, в том числе, и в ЖКХ. Правительство разными мерами пытается заставить население считать свои затраты, ставить счетчики и экономить. Проще же не производить дополнительно, а потратиться на счетчики и сократить потребление. Это понятно. Но не понятно, как российское население со своим менталитетом заставить экономить. Было постановление, которое предполагало к середине 2012 года поставить везде счетчики, а потом должны были наступить страшные меры, но это не сработало. Продолжая воспитывать население, правительство решило увеличить нормы потребления ресурсов. То есть там, где нет счетчиков и оплата за потребление идет по нормативам, их увеличить. И с 1 июля 2012 года установлены новые нормативы. Предполагаются изменения по всем видам ресурсов.

Это начали разрабатывать еще в 2011 году, планировалось сделать уже давно. Но по срокам введение новых нормативов потребления совпало с увеличением тарифов. И, хотя оно у нас и постепенное, и менее значительное, чем в прошлом году, но вводить все сразу не стали, боясь социальных последствий. Отдали эту работу на откуп регионам: дескать, обстановку на местах они знают лучше, а с другой стороны они введут - им и отвечать. Удобная очень позиция! Но регионы не стали делать этого с 15 сентября, как предполагалось. По крайней мере, в нашем крае это произойдет с 1 января будущего года. Предварительно все будет обсчитано. Социально незащищенным слоям потребителей коммунальных ресурсов, которые сегодня получают от государства субсидии, так же за счет субсидий фактически покроют и увеличение тарифов, и увеличение нормативов. Предполагается, что они не почувствуют ни того, ни другого.

Но субсидии-то получают не все! Остальные собственники, как говорится, почувствуют разницу. Надо срочно ставить счетчики - потому что для тех, у кого они есть, не важно, какие установят нормативы. За исключением отопления: у нас централизованная система отопления, и ставить там индивидуальные счетчики мы пока не можем.

Новый закон предусматривает еще и введение ОДН на все виды потребления. На каждый вид ресурса будет разделение на индивидуальное и общедомовое. И ликвидируется так называемая «тринадцатая платежка»: при новой схеме будет либо равномерная оплата отопления в течение всего года, либо прозрачная схема предъявления счетов.

Таким образом, что бы мы сегодня не предпринимали в области жилищно-коммунального хозяйства, как бы ни пытались его реформировать и усовершенствовать, в результате ничего другого, кроме роста оплаты за услуги ЖКХ, мы пока получить не можем. Говорят, есть опыт Казахстана: еще примерно десять лет назад президент Назарбаев, желая сократить потребление ресурсов, декретно установил новые нормативы, которые были в разы выше существующих. И одновременно в стране был создан достаточно дешевый рынок приборов учета. Наверное, менталитет у казахов другой:

там вместо митингов и Болотных площадей народ быстренько, в течение очень короткого времени установил счетчики на все ресурсы, на которые можно было их установить. Это привело к значительному сокращению расходов населения на эти ресурсы и значительному сокращению потребления, что, конечно же, выгодно любому государству. Скорее всего, нам тоже надо идти по такому пути.

Александр Фокин, депутат Законодательной думы Хабаровского края.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».