Юрий Матвеев, вице-спикер Законодательной думы Хабаровского края: «Дальний Восток должен вновь стать привлекательным регионом»

31.01.2019 | Слово депутата | 6м. 30 c. | 328
Юрий Матвеев, вице-спикер Законодательной думы Хабаровского края: «Дальний Восток должен вновь стать привлекательным регионом»

Самой актуальной задачей на сегодняшний день для нас является создание национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года, а на перспективу и до 2035 года. Предложено привлечь к участию в формировании этой программы широкие слои населения. И депутаты Законодательной думы Хабаровского края, конечно, не могли остаться в стороне от такого серьезного вопроса. Сейчас мы работаем над предложениями для внесения в общую от края программу.

Требуется заинтересованность центра

Трудно сказать однозначно, какой должна быть эта Нацпрограмма, но, без сомнения, речь идет о развитии экономического и демографического потенциалов, создании условий комфортного проживания населения. Люди поедут туда, где на основе высоких стандартов жизни создаются условия для самореализации и благоприятная сфера для проживания семей. К сожалению, в 2018 году прироста численности населения в крае опять не произошло.
Впрочем, еще в конце XIX - начале XX века здесь вообще-то было практически пустое пространство. К примеру, в 1920 году в Хабаровске проживало чуть более сорока тысяч жителей. Не было еще тогда ни Вяземского, ни Бикина, ни Комсомольска-на-Амуре… Дальний Восток начинался фактически с нуля, и тогда было не проще, а сложнее: ни транспортной схемы, ни Транссиба, ни самолетов, люди ехали сюда год, а то и полтора. Из Тамбовской, из Воронежской областей, из центра и с севера… - россиян что-то привлекало здесь. Главный вопрос, конечно, - территория. Она всегда будет привлекать человека, если он найдет здесь для себя какие-то плюсы. Даже та же природа! Для кого-то ведь просто нет лучше нашей тайги и Амура! Да, у нас несколько сложнее климатические условия, но если есть дело по душе и комфорт во всем остальном, климат не страшен, приспособиться можно ко всему.
В 80-х годах численность населения Хабаровского края составляла уже более
1 млн 700 тысяч - это вместе с ЕАО. А вообще в регионе население достигало девяти с лишним миллионов человек! Сейчас из них осталось шесть миллионов триста…
Люди тогда ехали на Дальний Восток, и в этом большую роль играла заинтересованность правительства страны в развитии региона. Огромная территория, шесть с половиной миллионов квадратных километров. Применительно к Национальной программе могу сказать, что только за счет мысли населения, какими бы прекрасными ни были идеи, этот вопрос не поднять и не решить. Не оживить Дальний Восток без конкретного участия федеральных программ, которые должны зиждиться на субсидиях развития. Вот что должно быть в основе!

«Дом» - это Дальний Восток…

В советское время здесь работали и лесная, и горнорудная, и нефтехимическая, и рыбная промышленность, машиностроение, металлургия, развивалась социальная сфера. Здесь родились целые отрасли экономики.
Возьмем мой родной Комсомольск: в 1970-80 годах на заводе имени Гагарина работали десятки тысяч человек. И до сих пор представители многих тех трудовых династий работают сейчас там, выпускают сверхсовременные самолеты. Если бы не было такой «подушки» из технической интеллигенции, никогда бы СУ‑35 на этом заводе не строились. Именно через преемственность поколений надо закреплять у молодых людей желание оставаться в родном регионе, чтобы здесь жить и трудиться.
Приезжали на Дальний Восток молодые специалисты из самых известных вузов по распределению. Кто-то отрабатывал три года и уезжал, а кто-то оставался на 20, 30 и более лет. Потому что их здесь все устраивало: работа, коллектив, заработная плата. Здесь были большие проекты и постоянные стройки, жилье возводилось быстро, и очередь на квартиру тоже двигалась быстро…  Создавали семьи, пускали корни. Никто из них тогда не чувствовал себя отдаленным и обделенным. Многие, наоборот, гордились, что живут на Дальнем Востоке, потому что здесь лучше, богаче. Не чувствовали оторванности - захотел, полетел на запад, к родным и друзьям, отдохнул и вернулся домой. Дом был именно на Дальнем Востоке.
Учась в политехническом техникуме, я пошел работать в 1962 году сборщиком-клепальщиком. Днем работали, вечером учились. Через два месяца у меня, зеленого юнца, зарплата была 150 рублей. На большинстве заводов людям платили достойно. На все заводы Комсомольска-на-Амуре стояла очередь желающих попасть туда работать! Зарплата - это ведь очень важный фактор.

Оставить налоги на своей территории

В то время крупные заводы в Комсомольске были с самостоятельным балансом. Сегодня они - филиалы. А это значит, что ему расписали смету финансирования, и все. Зарплату рассчитывают просто: берут среднюю по региону, еще две-три тысячи добавляют - получайте и радуйтесь!
Тогда в Хабаровском крае 60-70 процентов предприятий были союзного и республиканского подчинения. Это нужно восстановить. Есть предприятия в системе вертикально интегрированных компаний, и их немало, которые надо из системы филиалов перевести в предприятия всероссийского уровня с регистрацией на местах действия, чтобы налоги оставались на территории. Это дает повышение налогооблагаемой базы от действия предприятий на местах. Поэтому надо возрождать действовавшую в экономике систему.
Если этого не делать, тогда федеральное влияние должно быть таким, чтобы можно было «поднять» всю социалку. В крае не хватает примерно 30 школ, чтобы учиться в одну смену, некоторые детские сады переполнены, «в загоне» бедное наше село, где нет даже элементарной медицинской поддержки. Я был недавно в Малышево, живет 800 человек, и дети, и старики - ФАП закрыт, а фельдшер, который должен приезжать туда два раза в неделю, живет в 10 км, в Сикачи-Аляне, и ему не на чем регулярно ездить туда…  Это всего только несколько штрихов. Разве такие факторы привлекают население? Нет, конечно… Потому и уезжают люди сегодня с Дальнего Востока. Зарплата ниже, а плата за услуги ЖКХ выше, отдаленность играет не в нашу пользу.

Вернуть былое развитие

Промышленные отрасли экономики после 90-х резко снизили темпы производства. Внутренний региональный продукт упал почти на 40 процентов. Взять металлургию: в 1942 году в Комсомольске-не-Амуре запустили завод «Амурсталь». Этого сначала требовали военные нужды, но потом-то он стал развиваться, потому что развивался регион, и было выгодно брать металл на месте. А какие там были планы! Прежде всего, развитие предприятия до металлургического комбината, работающего не на передельном ломе, а на железной руде. Это задача остается актуальной и по сей день. Сегодня уже на Кимканском месторождении в ЕАО добывается железная руда, но - для китайского производителя.
Завод в свое время производил до миллиона тонн стали, свыше 900 тысяч тонн проката. Сейчас ассортимент продукции заниженный, от листового металла ушли совсем. Недостающие профильный и листовой металл предприниматели приобретают в КНР или на ближайшем от нас предприятии в Новокузнецке. Это четыре с половиной тысячи километров. Однако вопрос развития черной металлургии на Дальнем Востоке не рассматривается…
Та же картина и с судостроением. Не зря же оно развивалось на Дальнем Востоке: мы имеем огромный выход в Тихий океан. Но сегодня наш рыболовецкий флот морально устарел и обновляется только за счет покупки судов за рубежом. Мы ж богатые! Себя заморим голодом, но чужое будем покупать, и чужих рабочих будем кормить, платить им… Дальневосточная база судостроения всегда тяготела в развитии к Хабаровскому краю, и это необходимо возродить. Большая возможность весь среднетоннажный, грузовой флот, рыбодобывающий и пассажирский флот для нужд Дальнего Востока, суда других классов, в том числе для Тихоокеанского флота строить на судоверфях нашего края. Должна заработать программа «Рыбные квоты под киль».

Выход к морю нужно использовать в интересах края

У нас есть хорошие зоны развития. Большого внимания требует Ванино-Совгаванское побережье, где необходимо вырабатывать и использовать особый механизм хозяйствования.
Транспортная схема совершенствуется. Сегодня мы везем в сторону Ванино-Советская Гавань 30 миллионов тонн грузов. К 2027 году эта цифра достигнет 100 млн тонн. Это дает широкое поле деятельности в перевалке морских грузов, особенно в терминалах Ванино.
Находка и порт Восточный уже очень забиты. У нас же - неизведанное еще пространство, выход к морю, которое нужно заполнять. До 2030 года Бамовская железная дорога точно будет электрифицирована с двухпутной колеёй, а это значит - время доставки грузов в Евразию сократится на 1,5-2 дня. Россия сейчас производит больше всех зерна - почему не сделать в Совгавани зерновые терминалы, нацеленные на азиатский регион? Сейчас в АТР зерно возят из Новороссийска, но этот путь в разы длиннее. А здесь проскочил по железной дороге, и можно рукой дотянуться и до Китая, и до Кореи, и до Японии, все рядом. Так же актуальны и терминалы для переработки рыбных грузов и контейнерных перевозок.
Эти портовые зоны необходимо уже сейчас продуманно готовить к началу работы большого «северного пути» через Арктику, который в ближайшие годы начнет работать с портов Дальнего Востока, и это будет самый короткий морской путь в Европу и обратно.
Давно стоит вопрос о строительстве дороги Селихино-Ныш с мостовым переходом через Татарский пролив, которая, конечно же, оживила бы весь Нижний Амур и зону Охотского побережья Дальнего Востока. Протяженность 540 км со строительством мостового перехода. В Крыму же построили?! Вот и на Сахалин надо мост. 

Обобщить, наполнить и - привлечь!

Сейчас очень сложно остановить поток уезжающих с Дальнего Востока. Я давно понял истину: при разных перестройках и потрясениях больше всего страдает периферия. Центр, он как та утка - встал, отряхнулся и живет дальше. А провинция долго подняться не может, очень сложно это все переживает. Как мы сегодня.
Я абсолютно «за» достойную зарплату на Дальнем Востоке. Но почему я не ставлю на первый план деньги? Представим себе, что отток населения закончился, и мы бросаем призыв: «Граждане, приезжайте на Дальний Восток, будет вам зарплата 70-100 тысяч рублей!» И что же? Человек сорвался, приехал, вышел на вокзале в Хабаровске… - куда ему устроиться?! Пока здесь мало привлекательных рабочих мест. 
Высококвалифицированный станочник, IT-тишник или сварщик должны попасть не в «шабашку», а в хороший коллектив, где за свой труд они будут получать достойную зарплату с высоким коэффициентом. Это же было: дальневосточники на самом деле получали больше, имели бесплатный проезд и большой отпуск. Это нужно возродить.
Хочется, чтобы обобщение предыдущего опыта развития региона и наполнение ее современными формами исполнения было внесено в Национальную программу, что позволит Дальнему Востоку стать вновь привлекательным регионом, который люди будут сознательно выбирать для жизни.

Подготовила Марина Дерило.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».