Зачем помогать предприятиям, которые край кормят

19.11.2013 | Слово депутата | 9м. 8 c. | 234
Зачем помогать предприятиям, которые край кормят
Виктор Лемеха: «Нужны налоговые льготы там, где предприятие готово вложить свои или заемные средства в развитие собственного производства, но видит, что срок окупаемости таких инвестиций велик и экономика теряет свою рентабельность»

«Законодательная дума определяет приоритеты развития края, в том числе и в экономике. Поэтому люди из производственной сферы, руководители крупных компаний должны в ней работать. Вряд ли кто другой так хорошо знает проблемы современного производства», - считает Виктор Лемеха, депутат краевой Законодательной думы, управляющий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом.

Виктор Геннадьевич - человек в краевой думе новый, работает меньше полугода, но неопытным его назвать нельзя - на краевой законодательный уровень он перешел, будучи депутатом Хабаровской городской думы, в которой работал в двух комитетах: по социальным вопросам и по бюджету.

- Эти две области мне хорошо известны, - говорит Лемеха. - У нашего завода тоже есть своя экономика, свой бюджет и социальная сфера.

На краевом законотворческом уровне Виктор Лемеха выбрал бюджетный комитет. В нем - в бюджете, он считает, как раз концентрируются те приоритеты, по которым развивается краевая экономика, в том числе в части крупных промышленных производств.

Развитие: от малого к крупному

- Виктор Геннадьевич, у нас в крае работает достаточно серьезная программа поддержки малого и среднего бизнеса, она продумана, расписана по статьям, профинансирована. Но подобного же программного подхода нет в отношении более крупного промышленного бизнеса. Почему?

- Буквально в октябре на Дни Петербурга в Хабаровском крае к нам приезжала делегация представителей крупных питерских промышленных компаний. Они делились своим опытом. В частности говорили о том, что в Петербурге программа поддержки крупного промпроизводства есть.

Она реально работает и дает ощутимый эффект экономике. Позволяет, например, где-то даже предотвратить банкротство крупного предприятия, где-то стимулирует модернизацию и развитие производств.

Можно только порадоваться за коллег. Но приходится учитывать и разницу в промышленном, экономическом потенциале Хабаровского края и Северной столицы, возможности наших бюджетов тоже не стоит сравнивать. Тем не менее, опыт Петербурга нам интересен с другой точки зрения - того, как там организовано государственно-частное партнерство власти и крупного промышленного бизнеса.

Я вхожу в правление Союза работодателей Хабаровского края. Есть Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, есть Совет при губернаторе по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края, есть отраслевые предпринимательские объединения... В них всех одновременно представлены и мелкие, и средние, и крупные предприятия. Я считаю, это не совсем правильно, потому что интересы и проблемы у компаний в зависимости от их масштаба очень разные. Иначе и быть не может.

У КнААПО и районной хлебопекарни разные экономики, и понимание благоприятного инвестиционного климата у них часто очень разное. Где-то есть общие интересы, они объединяются, например, когда речь заходит о развитии производственных кластеров на территории края, о снижении энергетических и транспортных тарифов.

Но в принципе для максимально эффективного продвижения интересов у крупного бизнеса должна быть своя объединяющая общественная структура - в рамках уже существующих объединений или даже отдельная. Как, кстати, в Петербурге, где руководители крупных предприятий раз в квартал встречаются с губернатором, обсуждают свои проблемы и проблемы региона, принимают эффективные решения, в том числе именно они инициировали разработку программы поддержки для промышленного бизнеса.

- Приведите пример из нашей жизни - когда подходы к крупному и малому бизнесу с точки зрения региональной власти должны быть разными.

- Например, главная задача Союза работодателей Хабаровского края - принять коллективный договор, который должен устраивать всех. С одной стороны, работников, которые хотят по максимуму получить свои социальные гарантии. С другой - работодателей, которые просчитывают, какую социальную нагрузку они могут на себя взять, при этом сохраняя рентабельность бизнеса. Третья сторона - правительство края, которое может стимулировать достижение такого баланса в этих отношениях, в том числе за счет преференций для бизнеса на законодательном уровне. Ведь понятно, что чем благополучнее предприятие, тем больше оно может дать своим сотрудникам.

И здесь возникает вопрос: можно ли получить одно эффективное решение по поводу условий труда одновременно и для крупного и для среднего бизнеса, не говоря уже о мелком? Разумеется, нет, так как у разных работодателей в этом плане разные возможности, а у крупных и небольших трудовых коллективов разные проблемы.

Поэтому, мне кажется, трудовые отношения, в том числе коллективные договоры, нужно разграничивать по масштабам бизнеса и четко структурировать. С точки же зрения исполнительной и законодательной власти нужно искать и предлагать разные стимулы - разные преференции для Нематериальная помощь

- Хотя в крае и нет программной поддержки крупного производства, есть вполне конкретные, утвержденные на законодательном уровне рычаги поддержки. Как пример - закон о налоговых льготах для предприятий, позволяющий предоставлять льготы по налогам на прибыль, на имущество тем компаниям, которые ведут активную инвестиционную политику. Он на практике коснулся Хабаровского НПЗ?

- Коснулся, поэтому я считаю, что ему есть куда совершенствоваться.

С одной стороны, очень правильно, что в Хабаровском крае даются преференции предприятиям, которые вкладывают средства в свою реконструкцию и развитие.

Это позволяет быстрее окупить инвестиции, стабильно работать и наращивать отчисления в тот же самый бюджет, который дает им льготы.

Например, период окупаемости реконструкции Хабаровского НПЗ составляет порядка 12 лет. Это не тот проект, который приносит быструю прибыль. Но зато он меняет качество самого производства, расширяет ассортимент продукции, необходимой региону. Поэтому завод может рассчитывать на краевые налоговые льготы.

С другой стороны, согласно этому закону, если предприятие в период действия льготы отклонилось по одному из своих налогов на 10 процентов, оно может потерять поддержку. И тут сразу возникают проблемы.

Что касается, например, налога на прибыль, то просчитать ее (прибыль) на 3-5 лет очень сложно. Ведь прибыль зависит от вещей, которыми порой очень сложно управлять. Например, от изменений курса рубля, потому что инвестиционные кредиты на развитие мы берем в валюте…

При вводе новых объектов реконструкции мы за счет амортизационной премии опять же снижаем свою налогооблагаемую базу и т.д.

Есть много тонкостей в экономике промышленного предприятия, не зная которых трудно создать высокоточный краевой закон и заставить его эффективно работать.

Поэтому я считаю, нужно к разработке таких законов привлекать не только депутатов-производственников, но и более широкий круг руководителей производственных предприятий края.

- Вы так и не ответили на вопрос: стоит ли на региональном уровне поддерживать крупный бизнес? Зачем помогать предприятиям, которые сами кормят весь край?

- Наверное, на какую-то прямую материальную помощь - гранты и субсидии, как в случае с малым бизнесом, здесь рассчитывать не стоит. Но ведь формы поддержки могут быть разные.

Нужны в том числе и налоговые льготы там, где предприятие готово вложить свои или заемные средства в развитие собственного производства, но видит, что срок окупаемости таких инвестиций велик и экономика теряет свою рентабельность.

В этом случае региональные льготы стимулируют инвестиции. И мы немало видели таких примеров, начиная от строительства с «нуля» завода «Балтика» в Хабаровске и заканчивая последними приоритетными проектами в области лесопереработки.

То есть не надо, наверное, поддерживать все крупные предприятия, но необходимо поддерживать на уровне исполнительной и законодательной власти их отдельные, нужные региону проекты.

Стимулировать развитие промышленности можно также, решая кадровую проблему программными методами, что, надо заметить, у нас в крае уже в определенной степени делается.

Кадры - свои и чужие

- Вот что точно сегодня объединяет малый и крупный бизнес, так это проблема нехватки рабочей силы и квалифицированных кадров.

- Особенно остро она стоит в Хабаровске. При практически отсутствующей безработице здесь очень высокая конкуренция за имеющуюся рабочую силу как внутри отдельных отраслей, так и между отраслями экономики.

При этом конкуренция обостряется за счет того, что зарплата бюджетников у нас стремится сравняться со средней по региону, а где-то уже и сравнялась. Поэтому кадры сегодня уходят в бюджетную сферу, тогда как раньше из нее бежали в бизнес. И мы видим, что промышленным предприятиям в Хабаровске все труднее решать свою кадровую проблему.

С каждым годом нужно прикладывать все больше усилий. И преимущество здесь, я считаю, получат те, кто не будет ждать, когда наша система высшего и среднего образования подготовит необходимых специалистов - инженеров, лаборантов, электриков...

Жизненно необходимо сегодня прямое сотрудничество с учебными заведениями - совместные программы обучения, предоставление производственной базы, оплата за обучение своих специалистов.

- Хабаровский НПЗ ориентируется подобным образом на местные вузы?

- Несколько лет назад при поддержке министерства образования края в ТОГу открылся факультет по подготовке технологов под заказ нашего предприятия. Таким же образом готовим механиков в Комсомольском-на-Амуре техническом университете. Сотрудничаем со средними специальными учебными заведениями по подготовке специалистов среднего звена. Причем по принципу: теорию дают преподаватели, а практические навыки, специфику производства - наши инженеры.

Система у нас выстроена и успешно работает. Благодаря этому на заводе не стоит так остро кадровая проблема, как, видимо, на других крупных промышленных предприятиях в крае.

У многих не хватает собственных сил, а где-то и средств на подобную работу. И здесь мы возвращаемся как раз к вопросу - чем может поддержать предприятия региональная власть - помочь выстроить такие взаимоотношения, изучив и спрогнозировав кадровый дефицит в отраслях на ближайшее и далекое будущее.

Такая программа в Хабаровском крае существует и будет развиваться с внедрением у нас стандартов АСИ (Агентства стратегических инициатив).

Один из стандартов АСИ так и называется - «Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов». Это программный подход, поэтому все начинается с прогноза тех потребностей в кадрах, которые уже есть или предвидятся в будущем. А заканчивается тем, что потенциальный инвестор - свой родной или только предполагающий работать в Хабаровском крае - должен четко увидеть, как он решит свою кадровую проблему.

Закажет ли специалистов в вузах и спту, найдет ли на бирже труда… Это - работа на опережение спроса. Такой подход как депутат краевой думы я буду только поддерживать.

- А привлечение иностранной рабочей силы поддерживаете?

- Здесь опять же проблемы и интересы у представителей малого, среднего и крупного бизнеса очень разные по своей сути. Мелкий бизнес нуждается в иностранной рабочей силе не потому, что не хватает своих специалистов, которые обладают квалификацией и могли бы делать какие-то сложные вещи. Частные предприниматели в основном ищут просто максимально дешевую рабочую силу.

По прогнозам статистики, средняя заработная плата в Хабаровске в 2014 году составит более 51187 рублей. В этом году ожидается на уровне - 44953 рубля.

Согласитесь, далеко не каждый индивидуальный предприниматель может выдержать такой уровень и при этом сохранить рентабельность своего бизнеса. Часто для него нанять гастарбайтера - единственный выход.

У крупных предприятий другой аспект кадровой проблемы - нам не хватает высококвалифицированных, в том числе узких специалистов, например, по монтажу и обслуживанию новой сложной техники. Часто таковых в регионе просто нет. И это - большая проблема, которую приходится решать за счет приезжих специалистов.

С другой стороны, сегодня на нашем заводе из 3300 человек, которые участвуют в реконструкции, порядка 1200 человек - это иностранные рабочие, а были периоды, когда их было до 2000 человек. Разумеется, далеко не все они - инженеры. Иностранные сварщики, монтажники также замещают у нас квалифицированный кадровый дефицит.

При этом по своему опыту знаю, что защитить квоты на привлечение иностранной рабочей силы у нас в краевой комиссии очень непросто. Нужно доказать, что иного выхода для предприятия просто нет.

Я понимаю жесткость в этом вопросе краевых властей. Они заинтересованы в том, чтобы в крае работали местные жители, чтобы именно из них готовили специалистов наши учебные заведения.

Но когда перед крупным предприятием встает выбор - реализовывать новый проект или отказаться от него, потому что сегодня его некому реализовывать, - тут надо власти и бизнесу искать компромисс. Тем более что, как правило, после периода строительства и запуска проекта иностранных специалистов замещают местные.

Инвестиционная привлекательность жилья

- Мало, видимо, сегодня уже только обучить свои кадры, дать людям достойную зарплату. Чтобы закрепить их на своем производстве, нужен соцпакет. Что в нем, по вашему опыту, самое главное?

- Чтобы человек остался работать на предприятии и жить в Хабаровском крае, ему нужно дать, прежде всего, жилье. Здесь есть разные пути решения.

Я считаю, крупным предприятиям нужно идти по пути софинансирования ипотеки для своих работников. И при этом участвовать в краевых социальных ипотечных программах, таких как «молодежная ипотека». Когда, с одной стороны, льготные условия в части стоимости квадратного метра жилья дает край, а с другой, предприятие, например, компенсирует процентную ставку по кредитам, в результате получается вполне реальная возможность купить новую квартиру.

Можно пойти и дальше, от частных случаев такой поддержки выйти на программу - «ипотека для промышленной молодежи». Чтобы ее участниками были и правительство края, и пул крупных промпредприятий, и банки.

Кроме того, в соцпакете, по опыту нашего предприятия, может быть субсидирование платы в детских садиках и детских лагерях, материальная помощь своим пенсионерам и работникам, попавшим в трудную ситуацию, санаторно-курортное лечение... Все это вместе и составляет рабочий соцпакет.

Но все равно в его основе должно лежать свое жилье для работника, особенно молодого. Поэтому я как депутат краевой думы помимо роста инвестиционной привлекательности региона, сдерживания энерготарифов на территории буду лоббировать еще и расширение социальных жилищных программ в Хабаровском крае.

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».