В начале июля в Комсомольске-на-Амуре состоится Первый Дальневосточный конгресс инженеров «Наука-Инженер-Промышленность».
Инициатором его проведения выступил Вячеслав Шпорт. Идею поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Цель мероприятия - наметить пути формирования современного инженерного корпуса, соответствующего потребностям модернизированной экономики страны и Дальнего Востока в частности.
Как сообщил на брифинге заместитель председателя правительства Хабаровского края по модернизации и промышленной политике Виктор Чудов, в ходе конгресса планируется обсудить систему подготовки инженерных кадров, вопросы инновационного развития и формирования хабаровского авиационно-судостроительного кластера. Правительство пригласило принять участие в дискуссии все технические вузы края, гостей с Дальнего Востока, руководителей промышленных предприятий различных отраслей. Ожидается, что в конгрессе примут участие представители государственных корпораций, иностранных компаний, работающих на Дальнем Востоке, представители всех федеральных органов власти, Министерства промышленности и торговли РФ, министерства образования, всех субъектов ДФО.
Вопрос о подготовке инженерных кадров сегодня стоит достаточно остро. Если совсем недавно, в 2009 году, основной задачей было - загрузить предприятия, то сегодня эта задача практически решена, и в связи с этим возникла потребность в технических кадрах - в людях, способных решить современные технические задачи. Дефицит «технарей» уже чувствуется и на авиастроительном производстве, и на судостроительных, и иных. И исчисляется не одной сотней специалистов.
Другой вопрос, который планируется обсудить на инженерном форуме, это перспективы развития экономики и в связи с этим перспективные направления подготовки кадров.
- Если сегодняшняя потребность в инженерах уже известна, то чёткого понимания о том, какие кадры надо готовить на перспективу, пока нет. А мы должны все вместе понимать приоритеты развития края, Дальнего Востока, чтобы готовить кадры заранее, - отметил Виктор Чудов. - У нас же много появилось направлений, связанных с газохимией, с нефтехимией, с энергетической отраслью. Подготовка хорошего инженера - это 8 - 10 лет.
Два других направления конгресса - это обсуждение вопросов внедрения научных разработок и инноваций в производство и ход создания кластера.
Место проведения конгресса инженеров выбрано не случайно: Комсомольск был и остаётся городом номер один в области промышленности и высоких технологий не только в крае, но и во всём Дальнем Востоке, да и, пожалуй, в стране.
По мнению Виктора Чудова, в ходе конгресса будут выработаны предложения и в адрес правительства края, и в адрес федерации.
Украшением конгресса станет выставка, на которой будут представлены образцы новой высокотехнологичной продукции, инновационные разработки, образовательные программы, инфраструктурные проекты.
Раиса ПАЛЕЙ.
Как вырастить инженеров не только в процентах
- Хотите выяснить, набирает ли популярность профессия инженера - посмотрите, сколько выпускников школ записалось сдавать физику на ЕГЭ, - говорит председатель совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, ректор ТОГУ Сергей Иванченко. - Да, в процентном соотношении количество «физиков» у нас растет, но в абсолютных цифрах оно остается примерно на одном и том же уровне.
Парадокс объясняется элементарно - студентов с каждым годом становится меньше вследствие демографического провала начала 90-х. Нижняя точка ожидается в 2017 году, и с этого момента на протяжении ряда лет выпуск из вузов Дальнего Востока, экономика которого, «как назло», только начала худо-бедно развиваться, не будет покрывать потребностей предприятий региона… Даже при условии, что меры, предпринимаемые сейчас государством и самими вузами для устранения дисбаланса между подготовкой кадров и потребностями рынка труда (сокращение приема на «бюджет» экономистов, юристов, журналистов и прочих «лириков», открытие новых инженерных специальностей), дадут хорошие результаты.
Бумага замедленного действия
Конкурс на те или иные специальности в вузы многие сравнивают с лакмусовой бумагой, по которой можно определить состояние всего общества. Правда, бумага эта - замедленного действия.
- Нефтегазовый комплекс Дальнего Востока сейчас на подъеме, там хорошие зарплаты - и вы посмотрите, какой конкурс в вузах на соответствующие специальности! - говорит Сергей Иванченко. - А машиностроение у нас в гораздо более сложном положении - потому и конкурса нет. Но учитывая реализующиеся сейчас программы развития Дальнего Востока, я на встречах и с родителями, и с выпускниками школ говорю всегда - идите учиться на инженерные специальности, через пять лет вы все будете востребованы, все будете нарасхват.
Дело в том, что производство специалистов - длительный процесс, как правило, не поспевающий за динамикой развития той или иной отрасли. Например, разговоры о том, что на Дальнем Востоке возникла потребность в высококвалифицированных специалистах нефтегазового комплекса, которым работодатели готовы платить любые деньги, пошли еще лет пять назад, а подготовка кадров для этой отрасли в дальневосточных вузах только-только началась. Почему?
- Нашим вузам дали открыть специальности в этом направлении только два-три года назад, - объясняет Сергей Николаевич. - Мы бились за них лет 10, но нас просто не пускали на этот рынок. Первые выпуски будут через два года, и если «просуммировать» все вузы - то поначалу это будет тысяча человек, которая, конечно, не решит всю проблему.
Проблема, по озвученным Минвостокразвития цифрам, состоит в том, что для нефтегазохимического комплекса на Дальнем Востоке до 2017 года необходимо подготовить 17 тысяч высококвалифицированных специалистов!
- А у нас нигде данное направление никогда не было развито, у нас нет ни одного доктора наук, нам надо создать с нуля лабораторную базу (это же не гуманитариев готовить, где нужны, по большому счету, только доска и мел).
Сейчас мы пытаемся выстроить отношения с ведущими университетами в этой сфере, чтобы все-таки наладить подготовку специалистов надлежащего уровня. С аэрокосмическим кластером - практически то же самое.
С космодрома «Восточный» уже скоро запуски начнутся, а мы специалистов только начинаем готовить. Хотя, что касается инфраструктурщиков, обслуживающего персонала - строителей, аэродромщиков, специалистов по подъемно-транспортной технике, - у нас достаточно высокий уровень подготовки, вузам надо только чуть переориентироваться, внести небольшие изменения в учебные планы.
А вот что касается более специализированных вещей, тут сложнее. У нас, например, со следующего года будет набор на новую специальность «двигатели летательных аппаратов», а в Благовещенске открыли специальность «стартовые установки». Но им очень тяжело - нет преподавательских кадров, нет базы. Лет через десять в таких условиях можно наладить выпуск квалифицированных специалистов, не раньше.
Госплана больше нет!
Вузы Дальнего Востока, по словам Сергея Иванченко, по мере сил перестраиваются, стараясь соответствовать новым тенденциям в развитии экономики региона. Но понятно, что самостоятельно никакому вузу экономику не догнать.
- У нас многие мыслят еще советскими стереотипами и ждут, что некий госплан пришлет им на предприятие из вуза нужные кадры. А он их не пришлет! Кадры предприятия должны готовить для себя сами. Они должны сами совершенствовать механизмы целевого набора, который пока исправно функционирует, по сути, только в вузах Минтранса - например, ДВГУПСе.
В частности, председатель совета ректоров посоветовал предприятиям обратить внимание на своеобразный ремейк вечернего обучения, уже прижившийся на западе страны под названием «корпоративный университет». Речь идет о системе, когда компания заключает договор с вузом на обучение своего сотрудника, а сотрудник, в свою очередь, по окончании обучения должен, во избежание штрафных санкций, отработать на предприятии еще несколько лет.
Впрочем, Сергей Иванченко признал, что справиться с нехваткой квалифицированных инженеров вузы даже с помощью заинтересованных предприятий вряд ли смогут, особенно в условиях демографического спада. Необходима дополнительная помощь государства.
- Работа в этом направлении идет: у нас в Комсомольске-на-Амуре в начале июля по инициативе губернатора пройдет первый дальневосточный инженерный конгресс. Там будут обсуждаться три блока - инженерное образование, инновационное развитие региона и создание авиасудостроительного кластера. Более того, насколько я знаю, готовится госсовет по инженерному образованию, который будет проводить президент РФ. То есть на уровне государства задача разработать систему подготовки инженерных кадров по наиболее востребованным специальностям будет поставлена.
Виктор Бирюков.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае
02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ
02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы
02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке
01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем
01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме
01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае
01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ
01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны
01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ
01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку
01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!
26.12.2018 00:22
Строители знают, как развить отрасль на Дальнем Востоке
Льготное кредитование строительной отрасли, минимальные ставки по ипотеке, изменения в 44 и иные федеральные законы - 12 пунктов содержит итоговая резолюция Первого Дальневосточного строительного форума, прошедшего недавно в Хабаровске.
06.11.2018 22:52
Какая музыка звучала!
Хабаровск стал 19-м из 20 российских городов, которым посчастливилось принимать на лучших концертных площадках Московский государственный академический симфонический оркестр
Нет комментариев