Десять тысяч краснофлотцев сражались за Родину

15.12.2023 | О разном | 6м. 0 c. | 364
Десять тысяч краснофлотцев сражались за Родину
Адольф Зубков: «Важно, чтобы и ребята, которые ходят с нами по одним улицам, брали пример с морских офицеров»

Краснофлотский район в Хабаровске единственный, по сути, во всей стране, названный в честь флотилии. И ни какой-нибудь, а Краснознамённой Амурской, история которой напоминает скорее летопись боевых подвигов. Здешние моряки беззаветно служили Родине. Целые поколения их вписали достойные страницы в свою боевую славу на Дальнем Востоке, историю нашего края и всей России.

Недавно Краснознамённой Амурской исполнилось 115 лет. Какие воспоминания связывают тех, кто служил на ней? Как повлияла флотилия на их судьбы? Об этом и многом другом ветераны рассказали корреспонденту «Тихоокеанской звезды».

НАСТОЯЩИЕ ОФИЦЕРЫ!

Большая часть службы заслуженного ветерана Хабаровского края, почётного члена совета ветеранов Краснознамённой Амурской флотилии и военно-морского флота Адольфа Зубкова прошла в 49-й краснознамённой дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота, созданной в 1964 году на базе флотилии. А начинал он службу ещё на подводной ракетной лодке.

Адольф Александрович застал ветеранов Великой Отечественной войны, которые имели самое непосредственное отношение к исторической флотилии. Многих знал лично, здоровался за руку. Они-то и делились с ним своим опытом, передавали знания.

- Казалось бы, Амурской флотилии давно нет, - продолжает Адольф Зубков. - Но среди живущих в Краснофлотском районе Хабаровска немало потомков тех, кто на ней служил. А кто-то тесно связан с ней, потому что и сам когда-то работал на 179-м военном заводе или Кировском заводе, где ремонтировались мониторы, подводные лодки.

Десять тысяч краснофлотцев из состава флотилии в своё время были направлены на западные фронты, героически защищали страну в Великую Отечественную войну. Между прочим, участники Второй мировой в районе и сейчас ещё есть.

Но единственный среди них, кто служил на самой флотилии, - Пётр Дементьевич Плевак. Ходил он на мониторе «Свердлов», участвовал в маньчжурской стратегической наступательной операции.
Будучи командиром отряда боевых кораблей, Адольф Зубков и сам в своё время охранял границу на Среднем и Верхнем Амуре, на Бурее и в устье Сунгари. Поначалу на старых кораблях, которые собрали с других флотов. Позже осваивал новые малые артиллерийские и десантные корабли.

Заслуженный ветеран подчёркивает, что 49-я амурская дивизия, которая впоследствии тоже была расформирована, в лучшие свои годы стала продолжателем боевых традиций и ничуть не уступала Краснознамённой Амурской флотилии по своей боевой мощи. Внесла она и значительный вклад в период обострения отношений с Китаем. Тогда моряки дивизии выходили на боевую службу на границу под пограничным флагом.

Вспоминая амурцев флотилии, с которыми довелось служить, Адольф Александрович утверждает:

- Это были настоящие боевые офицеры, которые отличались образцовой подготовкой, исключительным профессионализмом. Например, первый командир 49-й краснознамённой дивизии - контр-адмирал Виктор Дорошенко, начальник штаба дивизии тоже амурец, капитан первого ранга Виктор Дворянкин. Амурцем был и начальник Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С. О. Макарова вице-адмирал Пётр Плотников, который служил здесь, в Хабаровске. Мундир этого адмирала сейчас хранится в музее Краснофлотского района. Бригадами дивизии командовали тоже бывшие амурцы.

Сам Адольф Зубков - желанный гость в учебных заведениях Краснофлотского района. С молодёжью он встречается часто.

ЗАЛОЖНИКОВ ОСВОБОДИЛИ

Ещё в 1980-м уральский паренёк Виктор Петров из многодетной шахтёрской семьи, где все братья во главе с отцом, участником Великой Отечественной войны, прошли службу в Советской армии, тоже был призван и попал в Хабаровск, в 9-й учебный отряд имени 50-летия СССР Тихоокеанского флота, образованный в 1922-м на базе Амурской флотилии.

- В те годы в нем служили легенды! - вспоминает Виктор Петров, председатель городской общественной организации ветеранов Краснознамённой Амурской флотилии и военно-морского флота. - Среди них мичманы Пётр Петров, Владимир Рубеж, капитан второго ранга Василий Дикач и многие другие, офицеры и мичманы, которые воевали на фронтах Великой Отечественной и в 1945-м в составе Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в боях с Японией. Вот какие блестящие примеры были у меня перед глазами.

Сам Виктор Петров на флоте прошёл путь от матроса до старшего офицера. С 1980-го по 1995-й служил на Тихоокеанском флоте. Затем перевёлся в погранвойска на Амуре и служил уже в составе 23-й, а позднее в 14-й отдельной бригаде пограничных сторожевых кораблей.

В должности командира корабля с 2005-го по 2011 год Виктор Петров охранял государственную границу России на реке Амур.

- Истории были разные, - говорит он, оглядываясь на погранслужбу. - Самой, пожалуй, запоминающейся стала ситуация с захватом заложников на рейде, а именно корабля «Капитан Борис Бехли». Освободила заложников моя смотровая группа, когда корабль выполнял задачу по охране государственной границы России.

В основном Виктору Петрову приходилось охранять биоресурсы от китайских браконьеров, извлекать из пограничной реки их сети. За приказ конфисковывалось от 13 до 17 километров браконьерских сетей.
После выхода в отставку у него появилось желание собрать девятый учебный отряд, расформированный в 1997-м. Была и другая идея - создать памятную доску Героям Советского Союза, которые ушли из учебного отряда на фронт.

- Сейчас из всех кораблей дивизиона «Непогоды», переданного из состава Тихоокеанского флота (это были МАКи «Шторм», «Гроза», «Ураган», «Смерч» и ещё несколько однотипных), осталась одна «Вьюга», - продолжает ветеран. - Остальные ещё в 1997-1998 годах были порезаны, точно так же, как корабли на воздушной подушке. Новые катера совсем другие. Они небольшие, с малой осадкой. Зато легко бегают по протокам, имеют высокую скорость. Иначе за браконьерами не угнаться.

РАДИОМЕХАНИКИ И МОТОРИСТЫ

На МАК-3 - малом артиллерийском корабле - в 49-й дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота служил нынешний директор ООО «Судостроительная компания» Пётр Карась.

- Эти корабли оснащены грозным артиллерийским вооружением, - говорит он. - Такое вооружение, только представьте, способно было поражать цели на расстоянии свыше десяти километров. Мне запомнились постоянные учения по защите Хабаровска, обеспечению боевой готовности, содержанию кораблей. Мы ходили на боевые службы по усилению границ. Зона нашего обеспечения простиралась вплоть до острова Сахалин.

Становление как человека и мужчины - вот чем для него стала служба на флоте. Корабельным радиомехаником из Киевской области Пётр Карась в 1984-м попал на малый артиллерийский корабль. Приняли его в 12-ю бригаду речных кораблей 99-го дивизиона, где и было самое грозное и мощное вооружение в 49-й дивизии речных кораблей.

- После конфликта на Даманском по решению правительства у берегов Хабаровска на базе Амурской флотилии стали восстанавливать флот, - продолжает Пётр Карась. - Организовали 49-ю дивизию речных кораблей Тихоокеанского флота. Её подразделения стояли на Амуре в Благовещенске, озере Ханка, а также у Хабаровска. Военно-морской гарнизон появился в районе базы КАФ. Здесь, возле ДК им. Кирова, где бывший Дом офицеров и школа мичманов, и располагался огромный учебный отряд.

В отряде Тихоокеанского флота готовили мотористов, радиометристов и других востребованных специалистов. Принявший присягу Пётр Карась был зачислен штурманским электриком на экипаж корабля. Спустя три года уже стал командиром отделения, старшим рулевым сигнальщиком. Дослужился до звания мичмана. Ещё три года возглавлял бригаду секретной части.

В перестроечное время дивизию сократили до бригады речных кораблей, которую впоследствии передали Дальневосточному военному округу. Корабли отошли пограничникам. Флотилию восстановили лишь частично. Позднее погранвойскам перешли и её корабли, большая часть которых в итоге была порезана, сдана в металлолом.

- Вот только память о флотилии жива, - заключает Пётр Карась. - До сих пор в Осиповском затоне на базе КАФ, где когда-то стоял целый штаб мощных, более 70 метров длиной, кораблей, частично сохранилась мониторская стенка.

В годы Второй мировой войны корабли Амурской флотилии участвовали в освобождении Китая от японских захватчиков. Кстати, об этом снят хороший фильм под названием «Амурская флотилия в годы Великой Отечественной войны».

СЕРДЦЕ КОРАБЛЯ

Памятного юбилейного знака «115 лет Краснознамённой амурской флотилии» удостоился ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Василий Захаренко.

Василию Александровичу не было и восемнадцати, когда его - деревенского паренька из Саратовской области - призвали на службу и направили в город Энгельс. Спустя полгода он получил специальность дизелиста-моториста.

- На флоте эта профессия считается сердцем корабля, - рассказывает Василий Александрович. - Ну а дальше направили меня на Чёрное море, в Одессу. Там, как и многих моряков разных флотилий со всей страны, меня ожидал приказ - прибыть в Москву, где всех нас поместили на большой эшелон-товарняк, направили на службу.

С мая по июнь 1945-го Василий Захаренко служил на торпедном катере Черноморского флота. В августе его командировали на Амурскую флотилию. Участвовал в боевых действиях с милитаристской Японией на реках Амур и Сунгари. Награждён орденом Красной звезды и медалью «За победу над Японией».

Получил юбилейный знак и другой участник Великой Отечественной войны - Петр Плевак. Жизни, которую он прожил, хватило бы на троих. Ещё в 1944-м получил в военкомате повестку в армию и был направлен в электромеханическую школу Краснознамённой Амурской флотилии на Красной речке Хабаровска. А спустя год, в августе 1945-го, участвовал в боях с Японией в составе монитора «Свердлов» на реках Амур и Уссури. Дошёл до Харбина.

Мария СМИРНОВА.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



24.04.2024 00:32
Эти выставки расскажут о героях и сражениях
В Тихоокеанском государственном университете и в региональном Центре развития военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи  открылись выставки о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

19.04.2024 00:00
В Хабаровском крае жалуются на обувь и услуги ЖКХ
Впереди летний отпуск, и многие жители Хабаровского края уже планируют провести его в Приморье. При этом следует быть осторожным, предупреждают специалисты регионального Роспотребнадзора.