В «Тихоокеанской звезде» часто появляются публикации по водному режиму Амура в 2014 году. Прогнозы выдаются различные и осторожные, но в общем-то все сходятся на том, что паводка такой силы, как в прошлом году, на Амуре не будет.
Из наблюдений, сделанных в течение жизни, я тоже склонен сделать вывод, что это так. Уровень воды в Амуре у Хабаровска осенью не превысит 5,5 метра.
Ну, не буду повторять прогнозы Хабаровского гидромета. Единственное, что может повлиять на уровень, так это только то, что в Китае еще не успеют восстановить разрушенное в 2013 году (или то, что наверняка разрушила там минувшая весна).
Относительно паводка 2013 года считаю, что это не природное, а рукотворное, созданное человеком явление. И вызван он во многом плохим техническим состоянием плотин в Китае. Да, гидрологические исследования говорят, что такого уровня воды в Амуре не было, но сидя с планиметром над картами Китая и Дальнего Востока, сравнивая водоразделы бассейна Амура, я пришел к выводу, что паводок вызван рекой Сунгари и, конечно, Хинганским ущельем.
Водораздел Сунгари к водоразделу Зеи и Буреи стоит в отношении 2,5 к 1. В прошлом мае в Китае на юге начались дожди, что привело к прорыву многих плотин на южных водохранилищах. Затем те начали разрушаться, это же произошло с другими, ниже по течению, в связи с чем и уровень воды в Амуре у Хабаровска в июне-июле прошлого года держался относительно высоким.
К тому же обстановку в Китае не контролировали, не связывали с «поведением» Зеи и Буреи. Сегодня, похоже, Росгидромет уже имеет прогнозы с учетом ситуации у соседей. И его рекомендации должны стать обязательными для энергетиков Зеи и Буреи.
Что касается строительства дамб в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в других населенных пунктах, то я не вижу в этом острой необходимости. Особенно если прогнозы Росгидромета станут открытыми и регулярными. Все, что построено выше семи метров в Хабаровске, - безопасно. Это я утверждаю как специалист, проработавший на Амуре всю жизнь. Хотя к качеству исполнения работ (я о плотинах, предотвращающих высокий паводок) претензии, конечно, найдутся.
Взять территорию стадиона В.И. Ленина. Она образована за счет отсыпки грунтом - сланцем с сопок района мясокомбината. Конечно, в местах цветочных клумб она незначительно просела, но все же при обычном повышении уровня Амура стадион не заливало. (Я не говорю о прошлой осени, когда по футбольному полю можно было кататься на яхтах).
А вот набережная Невельского была сооружена, в основном, за счет речного песка, потому песок довольно быстро вымыло через щели в швах. Вот оно, качество исполнения работ! Недаром стадион давно уж принимает людей, а на набережную вход запрещен.
Что касается дамб на улицах Пионерской, Шевчука и Павла Морозова, то их желательно сооружать с учетом как бы «третьей» дороги в этой части города. Имеющиеся-то дороги уже не справляются с потоком автомашин, поэтому еще одна просто необходима. Вот ее, дамбу-дорогу, желательно бы прокладывать от улицы Калинина вдоль территории «Водоканала», через затон РЭБ флота. Можно даже наплавной мост в этом месте соорудить, если РЭБ флота перевести на особый график.
Далее новая дорога могла бы проходить по берегу до «Амуркабеля» и выходить на Павла Морозова. В таком случае и город будет иметь дамбу, и новая автомагистраль в перспективе появится...
А вообще-то чуть ли не весь берег вдоль города за полвека намыт или отсыпан механизацией Хабаровского речного порта. И сегодня еще такая техника в порту имеется, хотя ее осталось половина от прежних цифр. Да, следует отдать должное людям, бывшим руководителями порта в 90-х годах прошлого века - порт вовремя отделился от Амурского речного пароходства, поэтому он и сохранен, продолжая жить и работать сегодня.
Кстати, этой портовой техникой можно намыть все дамбы, да и цена на подобные работы будет недорога. А если землесосы незначительно дооборудовать для регулярной подачи грунта на берег (а грунт брать непосредственно из реки у мест налива), то дело пойдет.
Между прочим, это старая, давно забытая технология - таким способом в 30-е годы и позже были намыты поселок Уссурийский, дамба Заячьего острова, дамба РЭБ флота (арткоса). Все перекаты на Зее, Амуре углублялись именно такими землесосами. Сейчас их не осталось, но один из них в 90-е годы был затоплен на рейде Хабаровского порта (тогда в особой цене был цветной металл, вот и сняли с него в одну ночь донные задвижки, а сам землесос исчез под водой).
Тем не менее, считаю, надеяться надо бы на свою, российскую технику. Она хорошо поработала на намыве дамб в Малайзии - Комсомольский-на-Амуре порт ее туда отправлял. Правда, итоги этой работы для комсомольчан оказались печальны - деньги исчезли, а техника так и зависла в Малайзии...
В Хабаровском речном порту я проработал долгие годы - начинал с моториста, дошел до главного инженера. Положение с речным транспортом хорошо знаю до сих пор. С болью отмечаю, что флота на Амуре сегодня нет, а все перевозки ведутся автотранспортом, хотя водный всегда считался самым дешевым. Дноуглубительные работы на судовых ходах не проводятся... Впрочем, сейчас и техники-то нет для углубления перекатов. Нужно надеяться, что для оставшегося на реке флота этих глубин пока достаточно. Одно хорошо: перекаты помогают сдерживать воду, что положительно влияет на восстановление рыбных запасов реки.
Нынешней реки, а не той, которой она была десятилетия назад. Вспоминаю, в 60-е годы в фойе кинотеатра «Гигант» висела панорамная картина во всю стену: вид с Амура на утес и стадион им. Ленина. Островов в те годы не было, река была широкой, на противоположном берегу находился хутор Телегино, куда трофейный китайско-японский теплоход Смелый» перевозил людей на песчаные пляжи левобережья... Прошло полвека, сейчас здесь остров - изменилось русло реки.
К слову, Амур не только у нас здесь уже другой: когда-то пригород Благовещенска затапливался вплоть до железной дороги, а потом в 1958 году у железнодорожного моста на Зее соорудили водо-волноотбивные дамбы и Зею укротили.
А ведь такие же можно сделать и в начале Пемзенской и Бешеной проток. И даже перед утесом в краевом центре. Ведь затопленные у утеса баржи в паводок прошлого года очень помогли от размыва набережной! Если перед утесом соорудить водяную дамбу, она еще сильнее изменит водяной поток Уссури и Амурской протоки, а блокировка Бешеной и Пемзенской позволит, возможно, восстановить судовой ход у хутора Телегино.
А. Назаров, хабаровчанин.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
17.05.2024 00:05
Почему престижна карьера в госслужбе в Хабаровском крае
«Тихоокеанская звезда» продолжает свою рубрику «Далеко от Москвы», в рамках которой рассказывает о кадровой потребности и зарплатах в разных отраслях экономики Хабаровского края. В прошлом выпуске мы говорили о строительном секторе.
15.05.2024 08:07
Как подготовить собаку к пикнику
Пикники – приятное и любимое времяпровождение многих в теплое время года. Естественно, многие из нас берут с собой своих любимцев. Но собираясь на пикник с собакой, не забудьте подготовить её к отдыху на природе.
Нет комментариев