Николай Рубан: «У каждого из нас в душе свой музей»

30.07.2020 | Юбилей | 4м. 33 c. | 545
Николай Рубан: «У каждого из нас в душе свой музей»
Редкий кадр: директор музея с бывшим первым секретарём Хабаровского крайкома КПСС, почетным гражданином города А. К. Черным

Николай Рубан и Дальневосточный государственный музей им. Н. И. Гродекова словно близнецы-братья. Шутка ли, Николай Иванович в должности директора крупнейшего краеведческого музея «протрубил» почти 25 лет. На днях Николаю Рубану исполнилось семьдесят. 
- Если театр начинается с вешалки, то музей - со своего дома, с истории семьи, - считает он. - Ведь у каждого есть свои реликвии: фотографии родственников, памятные монеты или ложечки, фамильные драгоценности, старинные музыкальные шкатулки и многое другое.
Разве это не ваш личный музей? Мы храним память о предках, стремимся передать историю и памятные вещи потомкам. Музей в сердце и памяти, в душе каждого из нас. 
Интерес
к собирательству
с детства
У самого Николая Ивановича, а тогда еще просто Коли, интерес к собирательству, к истории зародились еще в детстве, которое он провел в соседнем Уссурийске (тогда этот приморский город назывался Ворошилов).
- Большинство людей моего поколения в детстве увлекалось коллекционированием разных интересных предметов, - рассказывал он позже. - Я, как и многие мои ровесники, собирал марки, открытки, наклейки, этикетки от спичечных коробков.
Для нас в цене были даже этикетки от винных бутылок! Каждый гордился своим личным собранием. Мы обменивались «экспонатами», хвалились друг перед другом.
Эти вещи - свидетели эпохи. Можно прочесть множество книг об определенном периоде времени, но лучше самих вещей вам никто о нем не расскажет.
При этом я всегда любил фотографировать. По всей видимости, еще в детстве появилась моя увлеченность сохранением исторических ценностей, и, наверное, поэтому удалось так быстро почувствовать связь с музеем.
По моему мнению, предметы обладают удивительным свойством сохранять наши воспоминания в ярких красках.
- Конечно, меня интересовала и семейная история: как и почему мы оказались на дальневосточной земле, - продолжает Рубан. - Деды по обеим линиям, как выяснилось, были первыми переселенцами на Дальний Восток: в конце XIX века они приехали сюда по столыпинской аграрной реформе.
Отец моей матери почти два года добирался в Приморье на лошадиных упряжках, дед по папиной линии - почти 45 суток «Доброфлотом» из Одессы во Владивосток через Индийский океан. Они обосновались в Приморье, в селе Михайловка.
Там и берет начало родословная нашей крестьянской семьи. С приходом советской власти частные подворья ликвидировались, крестьяне уезжали в города и становились рабочими. Так и мы оказались в Уссурийске.
Отец устроился на паровозоремонтный завод, где и проработал всю жизнь. Изучение истории своей семьи - не просто увлекательное занятие, а еще и необходимое для тех, кто интересуется своими корнями.
Радист, зодчий, директор…
Правда, «музейную» профессию Николай Иванович выбрал не сразу.
- До сих пор не забываю службу в армии, - говорит юбиляр. - Окончив школу в Уссурийске, поступил заочно в институт, а вскоре пришла повестка.
Служил в зенитно-ракетном полку в Раздольном. Стал радистом, сделал солдатскую «карьеру» - демобилизовался сержантом и в военной форме приехал в Хабаровск, в политехнический институт.
Учился вечерами, работал слесарем на нефтезаводе. Зря сегодняшние молодые люди «косят» от армии, для меня те годы стали отличной школой жизни.
В вузе он получил профессию зодчего и сразу оказался в управлении капитального строительства крайисполкома…
Однако проработал там всего неделю, вскоре был направлен в Николаевск-на-Амуре, где семь лет занимался возведением социальных объектов. Потом была работа в крайплане в Хабаровске.
А потом Николай Рубан сделал, что называется, ход конем: перешел в краевой комитет по культуре, организовал здесь центр по охране исторических памятников.
- С этого момента и началось мое приобщение к делу, которым долгое время был занят, - продолжает он. - В то время краеведческий музей несколько лет стоял неподвижно, был в затяжном ремонте.
Мне предложили сдвинуть ремонт с мертвой точки. В 1994 году я стал директором музея, а в конце следующего года мы открыли его для посетителей. Потом занялись новым корпусом. Это была долгая, трудная стройка.
Успех любого учреждения в большей степени зависит и от его руководителя.
Главным, как считал Николай Иванович, когда сел в директорское кресло, было не разрушить принципы музейного строения и деликатно совершенствовать их с точки зрения современного восприятия экспозиционных решений.
Кстати, именно в 1994 году тогдашний губернатор края Виктор Ишаев распорядился о строительстве второй очереди пристройки Гродековского музея.
- Даже во времена финансовых неурядиц, когда многие учреждения культуры закрывались, наш музей продолжал развиваться в своих экспозициях, - не без гордости говорит Николай Рубан. - Именно тогда и создавалось фондохранилище.
Каждый экспонат дорог по-своему
Интересно, а как попадают в музей экспонаты?
- Существует много способов, - рассказывает Николай Иванович. - Наши археологи каждый год выезжали в разные районы Хабаровского края и проводили археологические исследования. Такая работа особенно важна на территории строительства крупных инфраструктурных объектов, например дорог или нефтепроводов.
Нам давали задания произвести там аварийные раскопки, чтобы не навредить историческим ценностям. Такую деятельность мы осуществляли достаточно часто. Без нее нельзя начинать серьезное строительство.
Проводились и исторические экспедиции: наши сотрудники отправлялись в исторические места, встречались с очевидцами важных событий, собирая таким образом информацию о разных периодах развития края.
Часто экспонаты приносили дарители. Это неравнодушные люди, которые видят необходимость передать раритетные, памятные их семьям вещи. Среди экспонатов есть и фамильные реликвии нашей семьи. Например, как-то я передал в фонд музея деревянное корыто.
Мама рассказывала, что оно досталось ей от бабушки. Она в свое время крошила в него капусту. Теперь это гармоничная часть музейной экспозиции об истории развития Дальнего Востока.
- Какой музейный экспонат мне особенно дорог? - продолжает Рубан. - Каждый из них - особенный и представляет ценность для истории. Мне дорога православная экспозиция. Это символ духовного развития Дальнего Востока. Лет шесть назад мы вернули в храм икону Албазинской Божьей Матери.
У нее очень интересная история. Когда-то икону вынесли из Успенского собора на Комсомольской площади, который разрушили в 1930 году, и тайно передали в музей. Советскому времени было не свойственно уважение к религии. На протяжении долгих лет святыня хранилась у нас без записи в книге учета. Сейчас она вновь служит православным людям.
Одновременно с расширением площадей и увеличением числа и объемов экспозиций Николай Иванович занимался созданием слаженного коллектива. Примечательно, что ставку в этом вопросе он делал на молодых сотрудников, за которыми видел будущее музея, его научный потенциал.
Кстати, сам юбиляр награжден нагрудным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре», имеет почетные грамоты, на протяжении тридцати с лишним лет является членом коллегии министерства культуры Хабаровского края. А еще в 2003 году Николаю Ивановичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
…Несколько лет назад Николай Рубан ушел на заслуженный отдых. Но душа его по-прежнему принадлежит Гродековскому музею, которому он отдал лучшие годы своей жизни.
Игорь ДМИТРИЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.