Пусть дольше века длится жизнь

12.07.2013 | Юбилей | 5м. 2 c. | 315
Пусть дольше века длится жизнь
Пётр Егоров читает нашу газету всю жизнь

За месяц до этого события Петр Егорович приходил к нам в редакцию. Без стука открыл дверь, перешагнул порог: здрасьте вам. С мокрой куртки на пол стекала вода - на дворе была непогода.

- Что ж вы не переждали дождь, - посетовал было я, хотя и знал, что это бесполезно. Егоров всегда такой: обещал - сделает.

Сегодня Петру Егоровичу Егорову исполнилось сто лет. За плечами у него жизнь длиною в век. Никогда не расспрашивал у него, как можно дожить до такого возраста. Он сам довольно часто повторял только одну фразу: «Жизнь - в движении». И все. Есть, видимо, еще какие-то «добавки» к такому правилу, но они не так важны. Петр Егорович жил как все. У каждого из нас свой генетический запас, у Егорова он запрограммирован по максимуму.

Откуда же он взялся такой? Еще лет пять назад Егоров обгонял меня, поднимаясь по ступеням на наш этаж. Теперь по ступенькам кряхтим вровень. Но давайте послушаем юбиляра.

- Родился я в чувашской глубинке, в деревушке Атлашево, где не было ни школы, ни церкви. Стояла она на крутом берегу реки Цивиль, впадавшей в Волгу. На правом ее берегу раскинулось село Шоршелы, где в 1929 году родился будущий летчик-космонавт А.Г. Николаев. А я появился на свет 12 июля 1913 года.

Детство помню хорошо. Когда началась Первая мировая война, отца забрали на фронт. Остались мы втроем - мама, брат и я. Все заботы легли на плечи матери. Она с ними справлялась благодаря физической выносливости и трудолюбию. Отца на фронте ранили в ногу, раздробило кость под коленкой. Его комиссовали, и он вернулся домой. Успел построить новый дом, но пожить в нем не довелось… Отец был портным, и нас с братом Сашкой звали «детьми портного Егора Григорьевича». Учился я в разных школах и, надо признаться, дело это полюбил. Стал активистом, меня приняли в комсомол, избрали председателем школьного учкома. Но вскоре произошло некое событие, и в моей биографии произошел судьбоносный поворот. В городе Балашове, это Саратовская область, открылась авиационная школа. Был объявлен набор, курсантов подбирали по городам и весям Поволжья. Руководители школы, где я учился порекомендовали двоих: меня и Пашку Сорокина. Экзамены сдали в местном Осоавиахиме, сели на пароход «Дмитрий Фурманов», трое суток добирались по Волге до Камышина, где пересели на поезд, и через сутки оказались в Балашове. Потом пешком добрались до берега Хопра, где находилось общежитие для курсантов авиашколы. Было это в 1931 году. Школу я закончил в 1933 году, и меня оставили в ней готовить летные кадры для формировавшейся в ту пору гражданской авиации.

- Петр Егорович, на Дальний Восток как и когда вы попали?

- Откомандировали меня сюда в 1937-м. Первое время работал в аэропорту города Свободный. Тут мне не очень повезло, случились два «ЧП» с самолетами К-5. Я не был в этом виноват, но все же участвовал в обеспечении их перелетов через наш аэропорт.

Меня перевели в другой аэропорт - в Тыгду, где продержался один год. Отсюда направили в Новосибирск, где было мне не очень уютно - ни друзей, ни жилья. Встретил как-то в аэропорту командира авиаотряда из Хабаровска Семена Ивановича Нижинковского, который выполнял рейс Хабаровск - Москва. Он удивился - как это я оказался в Сибири? Давай, говорит, обратно, буду возвращаться в Хабаровск - захвачу тебя. Вот с 1939 года и живу в Хабаровске. Снова оказался в составе родного 12-го транспортного авиаотряда. В то время все аэропорты сухопутной авиации от Владивостока до Нерчинска подчинялись командиру нашего отряда. А все аэропорты гидроавиации - руководителю 13 транспортного отряда.

Работа была интересной, насыщенной. Полеты выполнялись на самолетах ПС-40, ПС-41, летчики набирались опыта. Когда началась Великая Отечественная война, многие из них воевали на ее фронтах, Симанов, Вихарев, Пономаренко стали Героями Советского Союза. Моя служебная карьера сложилась удачно и быстро: в 1943-44 годах руководил отделом в Дальневосточном управлении гражданской авиации; в 1945-м возглавил штаб 264-го авиаотряда, в 1949-м - штаб 12-го транспортного авиаотряда. А в 1963 году стал руководить штабом Хабаровского объединенного отряда. С этой должности и ушел на заслуженный отдых. Но жить без авиации я уже не мог. Самое главное, находясь на пенсии, не сидеть дома без дела, каждое утро заниматься физзарядкой, двигаться. Не случайно я оказался в столичном аэропорту Внуково, где проработал 10 лет на разных должностях. А потом снова вернулся в Хабаровск. Здесь у меня была семья, мои дети, работавшие в авиации (сын Игорь - пилот), мои друзья. Устроился на работу, перешел на другую и так трудился на скромных должностях до 85-летнего возраста.
- Вы мне дарили свои небольшие книжки о дальневосточной авиации, ее развитии, становлении, о ее летчиках. Это ваше увлечение? Почему вы их стали писать?

- Да, пожалуй, это разновидность работы. Первая вышла в 2002 году («Первым делом самолеты»), посвящалась 80-летию образования гражданской авиации; последняя - в 2012 году. Всего их у меня более пяти, кажется шесть.

Не чураюсь и общественной работы. К примеру, десять лет бессменно возглавлял народную дружину хабаровского авиагородка, у меня есть медаль «За отличную службу по охране общественного порядка».

Сейчас выполняю общественные поручения Чувашского национального конгресса (Чебоксары) и Федеральной национально-культурной автономии чувашей России (Москва). Являюсь полномочным представителем Чувашского национального конгресса по Хабаровскому краю. Дел много - успевай вертеться.

- Дай вам бог, Петр Егорович, и после вашего столетия так же вертеться. Вот о чем хочу попросить рассказать. В вашей долгой жизни бывали разные случаи, нередко курьезные. Кое о чем вы мне рассказывали. Например, о том, как вы женились, находясь в командировке в Кукане, как потом вас приглашали в КГБ для объяснений.

- Да, на берегу реки со сказочным названием Урми началась моя счастливая семейная жизнь, она продолжается с Александрой Владимировной. В 2010 году отмечали железную свадьбу, скоро ожидается коронная - других свадеб не бывает… Но вы хотите услышать от меня байки авиатора, так? Слушайте. Возле малого хабаровского аэропорта протекала безымянная речушка. В послевоенные годы в порту работал старшим кладовщиком 12-го транспортного отряда Василий Полежаев. Перед вылетом самолетов ИЛ-12, ЛИ-2 он выдавал экипажу чистый спирт - против обледенения самолетов. По 10 литров. У него на складе всегда хранились три бочки спирта. Частенько Василий оставался там ночевать - закуска тоже была… Однажды ночью надумал по пьяни Полежаев проведать свою жену, пошел домой не по дороге, а напрямую. На пути оказалась та самая безымянная речушка. Вот ее он и не сумел преодолеть - увяз. Обнаружили его утром местные жители, помогли выбраться. Они-то и назвали речушку Полежаевкой. Сегодня ее можно найти на картах Хабаровска.

Вот еще одна байка. Дефицитом в те годы было курево - табак, папиросы, сигареты. Некоторые наши экипажи наловчились возить этот дефицит на севера. Один мой знакомый отправлял курево в Южно-Сахалинск мешками. Оттуда ему доставляли мешок денег. Однажды «груз» был направлен в Магадан. Во время полета на борт поступила радиограмма - предупреждение: в аэропорту вас ожидает ОБХСС. Что делать? Экипаж заволновался, запереживал, но выхода не было. Сигареты пришлось сбросить в Охотское море…

Аксакала Егорова знают не только в Хабаровске. В конце нашей беседы он сообщил мне следующее:

- Не так давно сын Игорь общался с хабаровскими пилотами разных поколений, не помню, какой повод их свел вместе. Просили его передать отцу, что они меня помнят, ценят и уважают. Это высокая оценка моей жизни и работы в авиа­ции, согласитесь. Поэтому можно спокойно жить дальше и покорить 100-летний рубеж. Кстати, скажу вам по секрету: мой юбилей будут отмечать в трех столицах. Федеральная национально-культурная автономия чувашей в Москве, Чувашский национальный конгресс в Чебоксарах, столице Чувашии, и здесь, в Хабаровске, дальневосточной столице. В Хабаровске я прожил более 70 лет, принадлежу к первому поколению работников гражданской авиации. Хабаровск - мой последний причал. Им он стал и для моих друзей-земляков - писателя Михаила Прокопьевича Белова, доктора геолого-минералогических наук Леонида Пантелеймоновича Корсакова. Я их не забываю.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

21.05.2024 10:54
ВТБ предупреждает: мошенники предлагают продлить срок банковской карты

21.05.2024 09:10
Россия и Китай договорились о Большом Уссурийском

21.05.2024 09:05
В «Обход» с транспондерами

21.05.2024 09:00
Киокусинкай идёт во все школы

21.05.2024 08:51
Теплоход «Здоровье» отправится по Амуру

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.