Творчество, растущее из доверия

29.01.2016 | Юбилей | 3м. 57 c. | 300

Творчество - и с этим, полагаю, мало кто из «творцов» будет спорить - штука очень интимная: встреча с Музой происходит, как правило, все-таки без свидетелей. А если речь идет о целом коллективе, таком, как оркестр? Концертмейстер группы виолончелей Марина Арькова не видит тут противоречия. Просто такое коллективное творчество живет по особым законам. Да, оркестру предлагается та версия, та трактовка произведения - то, каким оно видится дирижеру, и музыканты при этом - настоящие партнеры и проводники его идей, осмысливающие и воплощающие их на сцене.
- Оркестр - организм, который подчиняется воле дирижера, - говорит Марина Александровна вслед за многими своими коллегами, но подчеркивает: - Это вовсе не слепое подчинение, скорее речь - о доверии своему руководителю и его пониманию произведения. Если не будет вот такого глубинного согласия - не случится чуда совместного творения Музыки, исходящего от всех нас вместе и каждого в отдельности.
Эту связь нельзя «пощупать», но именно ее ощущает слушатель во время концерта, именно вот эти моменты творческого единения, по признанию Марины Арьковой, так воодушевляют самих исполнителей и дарят радость жизни в профессии оркестранта.
Понимание этого пришло к Марине Арьковой 15 лет назад, когда она поступила на работу в оркестр, которым тогда руководил легендарный Виктор Тиц:
- Можно сказать, первое время я вообще жила словно между небом и землей, - говорит Марина. - Я летела на работу, не веря собственному счастью, что отныне работаю в таком коллективе! Это было похоже на влюбленность! Мне тяжело давалась даже недолгая разлука - во время дней самоподготовки или отпуска. Сегодня та моя острая влюбленность переросла в любовь.
За это Марина Арькова безмерно благодарна Виктору Зигфридовичу Тицу, его незабываемой «науке оркестра», когда не только дирижерским жестом, но и порой еле уловимым поворотом, взглядом во время концертного исполнения он подавал тончайший и вернейший сигнал музыкантам. Особенно памятны Марине моменты, когда под руководством Тица они исполняли драматичные произведения Брамса, Шостаковича. Во многом это и сформировало ее как артистку Дальневосточного симфонического.
- Он раскрывал для меня такие миры, научил проживать такие эмоции, которые я до этого никогда не испытывала! - делится Марина Арькова. - На концерте происходит некое озарение, случается то, к чему мы шли неделями репетиций. Словно бы открывается какое-то третье измерение, и мы творим вместе с дирижером.
Как «транслируется» артистам этот дирижерский творческий посыл? Самая тесная связь у него с концертмейстерами групп, объясняет Марина. И это особенно важно, когда в программе есть, к примеру, виолончельное соло. Марина очень дорожит правом на интерпретацию, этой свободой для исполнения, которую дает дирижер, - так было и с Виктором Тицем, так происходит и сегодня, под руководством Тиграна Ахназаряна.
- Мое любимое соло - в Первой симфонии Шостаковича, - признается Марина. Хотя именно с первым его исполнением более десятилетия назад случился у нее небольшой конфуз. Приглашенный дирижер во время концерта сделал, как ей показалось, некий лишний жест - и рука дрогнула: виолончелистка взяла не ту ноту! Правда, похоже, что этот огрех был замечен только ею самой - а вот не забывается. И когда не так давно это произведение вновь исполнялось оркестром, Марина Арькова радовалась и встрече с любимым произведением, и тому, что никаких, даже мельчайших, эксцессов не случилось. И та давняя ошибка, которую она долго не могла себе простить, сегодня вспоминается с улыбкой.
Оркестр - это, конечно, прежде всего дисциплина и сотрудничество, но он не ограничивает жесткими рамками творческую индивидуальность каждого музыканта. Проявить свое «я» он не запрещает. Марина Арькова много выступает и как солистка, и как участница ансамблей, и исполнительница в других оркестрах, например, в духовом. Считает, что это расширяет горизонты, полнее раскрывает потенциал музыканта, и чувствует в этом солидарность с руководителем ДВАСО - потому, что ощущает, прежде всего, его доверие, без которого совместное творчество невозможно.
Марину Арькову можно, наверное, назвать эдаким музыкальным полиглотом: в оркестре она говорит на одном языке с коллегами (там нужен особый «оркестровый» звук), когда выступает как солистка или участница ансамбля - ее музыкальная «речь» становится несколько другой.
- На самом деле все эти «языки» глубоко родственные, - улыбается Марина. - Даже когда существуют очень далеко друг от друга.
И приводит в пример свой очень интересный опыт работы … в ночных клубах! Представляете: они с подругой в мини-юбках, на высоченных каблуках исполняет ультрасовременные обработки классики. Сегодня этих выступлений нет - но не потому, что подобное творчество не принесло удовлетворения: просто подруга уехала, а новую единомышленницу Марина пока не нашла. Но надежды не теряет, потому что этот опыт очень интересен - и не только ей.
Помните старый фильм «Антон Иванович сердится», где педантичного музыканта раздражало современное, без подчеркнутого пиетета отношение к классике и симфонической музыке? Марина Арькова рада, что в Дальневосточном симфоническом художественный руководитель далек от этого образа: Тигран Ахназарян и сам не прочь представить слушателям что-то необычное. Не так давно, например, оркестр под его руководством порадовал слушателей саундтреком к фильмам «Кинг-Конг» и «Пираты Карибского моря». Самих музыкантов такое разнообразие тоже развивает - а это только на пользу оркестру.
Кстати, появление в репертуаре таких неожиданных и необычных произведений на пользу его слушателям: согласитесь, сложно начинать знакомство с симфоническим оркестром с трудных и требующих подготовки симфоний Малера или концертов Шнитке. При этом те, кто приходят на концерт, могут быть уверены в том, что и при исполнении популярной «легкой» музыки оркестр будет держать заданную традициями и руководителем высокую исполнительскую планку. Собственно, постоянная аудитория ДВАСО это знает - потому и любит свой оркестр, потому и доверяет ему во всех его творческих проявлениях. На концерты нашего симфонического за этим и приходят. И детей ведут, и внуков.
Марина Арькова радуется тому, что слушатель их концертов молодеет. И, придя впервые, возможно, из любопытства, юный человек потом приходит снова и снова - за эмоциями, которые дарит музыка, за той гармонией с самим собой, которую она дает. За настоящим творчеством.
Марина СЕМЧЕНКО.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.