Ударница оркестрового труда

29.02.2016 | Юбилей | 3м. 50 c. | 286

У Юлии Нелюбиной удивительная оркестровая специализация: в отличие от абсолютного большинства своих коллег она играет не на одном, а на нескольких инструментах, причем - делает это в течение одного концерта. Удивительно и то, что эта роль в Дальневосточном симфоническом отведена хрупкой юной девушке. Юлия - перкуссионистка, или, другими словами, - исполнительница на ударных инструментах.
Ксилофон, вибрафон, малый барабан, большой барабан, литавры и прочие шумовые инструменты вроде треугольника или тамбурина - словом, всё, что предусмотрел автор того или иного произведения, - это то, с чем она одинаково профессионально управляется. Хотя, строго говоря, называть Юлию ударником с профессиональной точки зрения не совсем корректно, потому что традиционной эстрадной ударной установки в классическом симфоническом оркестре нет.
Хотя Юля как каждый «ударник симфонического труда» и владеет несколькими инструментами, звучащими в оркестре, свои личные предпочтения она не скрывает.
- Мне очень нравятся клавишные инструменты: ксилофон и особенно вибрафон, колокольчики, они дают возможность не только дать некую звуковую «краску», но и исполнить определенную мелодию, - объясняет Юлия. - У них клавиатура, похожая на фортепьянную: у ксилофона и замечательно звучащей маримбы - деревянная, у вибрафона - металлическая.
На вибрафоне и маримбе играют четырьмя палочками, по две в каждой руке. Звук получается по-особенному глубокий, объемный и красивый, музыкант имеет возможность извлекать аккорды, аккомпанировать своей мелодии. Правда, на эти инструменты больше внимания обращают современные композиторы, в классическом репертуаре для симфонического оркестра они почти не присутствуют. Зато классика не обходится, например, без барабанов и литавр - инструментов, прямо скажем, очень «мужских».
- Для игры на них нужна настоящая сила, - признается Юлия. - Прописано, например, в партитуре три «форте» (очень громко), и мне, девушке, в отличие от коллег-мужчин, физически непросто добиться звука такой мощности! Научилась собираться, особым образом сгруппировываться…
Сегодня в ударной группе Дальневосточного симфонического, кроме Юлии Нелюбиной, - еще трое исполнителей. К сожалению,  маловато: должно быть минимум пятеро. Но руководитель ДВАСО и музыканты группы с честью справляются с усложнившейся задачей, быстро перестраиваются от одной партии на другую, с одного инструмента на другой так, чтобы произведение ни в чем не несло потерь. Но не теряется ли при этом собственное «Я» исполнителя?
- Нет, - спокойна Юля. - Особенность ударных инструментов в том (как и духовых), что мы, исполнители, являемся, по большому счету, солистами. Наши партии не дублируются, в отличие, например, от скрипичных. Ударные инструменты - вещь абсолютно штучная: литавры - одни, треугольник - один… Если ритмический рисунок партии еще может дублироваться, то тембр того или иного инструмента - уникален. Каждый ударный инструмент всегда слышен. Отсюда, может, и особая наша ответственность: коллегам невозможно скрыть допущенную тобой неточность…
Кому-то, вероятно, покажется удивительным, что ударный инструмент тоже может… расстроиться. И очень важно следить за теми, чтобы, например, настроенные на определенную высоту звука литавры не теряли ее во время выступления.
Первое выступление в составе Дальневосточного симфонического оркестра у Юлии Нелюбиной состоялось всего три года назад, когда ее, первокурсницу колледжа искусств, пригласили принять участие в его работе. И сразу - очень ответственная программа, сложный современный композитор: Респиги! Страшновато для начинающего музыканта…
- Мне очень помогали, поддерживали артисты нашего оркестра, - вспоминает Юля. - Чуть ли не считали за меня, показывали, как играть! Я это очень хорошо запомнила.
Как запомнила и гастроли ДВАСО в Санкт-Петербурге, в которых ей тоже посчастливилось принять участие благодаря приглашению художественного руководителя и главного дирижера оркестра Тиграна Ахназаряна. Ей, считает Юлия, очень повезло, что он заметил и выделил ее на конкурсе молодых исполнителей во Владивостоке. И на третьем курсе Юля стала штатной артисткой оркестра.
Путь в ударники у Юлии Нелюбиной не был прямым и простым: училась в «музыкалке», занималась вокалом, играла на фортепьяно, пока вдруг не решила все бросить, как порой бывает у подростков. Но однажды увидела объявление: музыкальная школа начала прием на отделение ударных инструментов.
- Стало интересно: а вдруг это мое? - вспоминает Юля. Пошла, попробовала. Потом поступила в музыкальную школу при колледже, а затем и в сам колледж. Теперь понимает: правильный выбор сделала.
Коллектив ДВАСО сегодня объединяет исполнителей разных поколений. Некоторые из его старожилов годятся Юле не то что в отцы - практически в дедушки. Но никакого конфликта «отцов и детей» нет и в помине, потому что общий язык даже искать не нужно, им, как не сложно догадаться, всегда будет музыка. Это не значит, что все одинаково «читают» и понимают одно и то же произведение. Но Юля признается, что ей, с ее пока еще очень небольшим опытом работы в оркестре очень важно и интересно узнавать, как трактуют ту или иную музыку старшие коллеги, которые уже давно умеют слышать в оркестре не только себя и свою партию. Очень полезны для молодой артистки все замечания и реплики дирижера - вне зависимости от того, кому конкретно они адресованы: это всегда повод проанализировать собственную работу, внести в нее улучшения. И еще она постоянно ощущает трогательную опеку опытных музыкантов, инспектора, концертмейстера, их поддержку, когда у нее что-то не получается.
Перед каждым концертом Юля очень волнуется, но зато после выступления домой возвращается с ощущением удивительной легкости и даже эйфории: особенно, если исполнялось что-то, особо ею любимое. Музыка удивительным образом стирает любую усталость. И дарит радость не только от собственной работы, но и больше всего  от того, что удалось сделать на концерте всему оркестру, частью которого она является.
Сегодня Юля мечтает о том, чтобы продолжить учиться своему ударному делу в Санкт-Петербурге. А там - глядишь, и доведется солировать в знаменитом «Болеро» Равеля: эта партия для исполнителя уровня концертмейстера.
Марина СЕМЧЕНКО.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.