Все дороги ведут в ХТЖТ

15.10.2015 | Юбилей | 6м. 13 c. | 512
Все дороги ведут в ХТЖТ
Посвящение в студенты 1 сентября 2015 года

В этом году старейшее на Дальнем Востоке учебное заведение Хабаровский техникум железнодорожного транспорта, ныне структурное подразделение Дальневосточного государственного университета путей сообщения, выпустило 30-тысячного студента, а на днях празднует свое 120-летие.
Не будет преувеличением сказать, что на всех железных дорогах России работали и продолжают работать выпускники-дальневосточники. А начиналось все в конце ХIX века, когда Министерство путей сообщения начало открывать по городам и весям Российской империи учебные заведения, которые готовили техников для обслуживания железных дорог.
В марте 1895 года управляющий учебным отделом Министерства путей сообщения Евгений Волков направил письмо на имя приамурского генерал-губернатора Павла Унтербергера с просьбой о поддержке нового технического железнодорожного училища ведомства путей сообщения.
Торжественное открытие училища состоялось 6 октября 1895 года в присутствии исполнявшего делами начальника Приамурского края генерал-лейтенанта Николая Гродекова. Начальником училища был назначен тульский инженер-механик, коллежский советник Николай Окулов. В первые годы дом под училище арендовали у городского служащего Зимина.
Учение о паровозе и каллиграфия
Первый учебный год начали 16 юношей, занятия вели шесть преподавателей. Училище готовило машинистов паровозов, дорожных мастеров, надсмотрщиков телеграфа и др. Учебный год был установлен на три года теоретического обучения с последующей двухлетней железнодорожной практикой. Лицам, успешно выдержавшим эту практику, а также испытания в особой комиссии, выдавались аттестаты, дающие преимущественное право перед другими на занятие должности младших инженеров.
Студенты изучали закон Божий, арифметику, землемерие, физику и телеграфию, строительное искусство, железнодорожное дело, счетоводство, паровую механику и учение о паровозе, каллиграфию и чистописание, столярное, слесарное и кузнечное ремесло, пение и гимнастику.
22 июня 1897 года состоялась торжественная закладка здания училища на участке, безвозмездно выделенном городской Думой. Через год было закончено строительство двухэтажного кирпичного здания училища. На первом этаже размещались столярные и слесарные мастерские, квартиры начальника училища и преподавателя. На втором этаже были классы, музей, рекреационный зал, учительская, библиотека и кабинет начальника. Полное содержание ученика в месяц составляло 20 рублей.
В училище работали высококвалифицированные преподаватели. Первые начальники училища: Николай Окулов (1895-1900 г.), а затем сменивший его Петр Калугин (1900-1914 г.) - были инженерами-механиками, выпускниками Императорского Московского технического училища.
В училище преподавали выпускники лучших высших учебных заведений России. Немногие средние профессиональные учебные заведения того времени обладали таким блестящим кадровым составов.
Под сенью девушек
в гимнастёрках
В 1917 году правление Уссурийской железной дороги приняло решение о преобразовании училища в техникум, а позже, в августе 1923 года, в Приамурский политехникум путей сообщения с двумя отделениями: механическим и электротехническим.
Через три года политехникум был переименован в Хабаровский механический техникум путей сообщения, а затем вновь в политехникум НКПС, который с этим названием просуществовал до лета 1934 года и был преобразован в Хабаровскую школу военных техников (ШВТ).
Школа должна была готовить военных техников, имеющих специальную и военную подготовку в объеме знаний командира взвода железнодорожных войск по специальностям: паровозное хозяйство, движение и грузовая работа, путевое хозяйство, транспортная связь, сильные токи.
Первоначально прием ребят в школу производился после окончания семилетки. Начиная с 1943 года, на отдельные специальности стали принимать молодежь на базе десятилетки. С этого же года поступать в ШВТ разрешили и девушкам.
Жизнь в школе била ключом. Учащиеся брали на себя всевозможные обязательства. В культурный минимум учащегося школы входили следующие пункты: ежедневно читать краевую газету «Тихоокеанская звезда» и одну из центральных газет «Комсомольская правда» или «Правда», в течение месяца прочитать не менее двух произведений классиков, посещать кино, театр, постановки студенческого журнала, музеи и выставки. Вся жизнь курсантов, включая выходные дни, была расписана по часам. Ребята носили единую военную форму: красноармейский шлем с красной звездой, шинель, сапоги, гимнастерку.
Были популярны длинные лыжные переходы вдоль железной дороги, при клубе школы работали кружки: драматический, хоровой, духовой и струнный оркестры.
Немалый вклад в обучение и воспитание курсантов внесли опытные преподаватели Алексей Владимиров, Александр Мальцев, Николай Воловик, Петр Абушкевич, Федор Назаренко и другие.
Заслуженный учитель,
дважды почётный железнодорожник
22 октября на фасаде техникума будет открыта мемориальная доска в память о Алексее Степановиче Вижайкине, легендарном директоре, который без малого тридцать лет возглавлял учебное заведение.
Инженер-механик Алексей Вижайкин начал работать в техникуме в 1931 году после окончания Владивостокского политехнического института в должности заместителя директора. В январе 1941 года он стал начальником Школы военных техников НКПС.
Алексей Степанович - потомственный железнодорожник, зслуженный учитель школы РСФСР, дважды почетный железнодорожник, он пользовался большим авторитетом у всего коллектива школы.
В тяжелые военные годы он вместе с курсантами и преподавателями принимал активное участие в организации помощи фронту. Все, кто мог, работали в паровозных депо дороги, на Уссурийском локомотиворемонтном заводе, где готовили корпуса для мин и гранат, производили запасные части для железнодорожной техники. На оборонных заводах курсанты ремонтировали паровые котлы и генераторы, работали кочегарами, помощниками машинистов паровозов.
По действующему во время войны приказу курсантов школы в армию не брали, но в феврале 1943 года поступило распоряжение об отправке на фронт учащихся 1925 года рождения - всего 110 человек. После шестимесячного обучения на курсах в звании младшего лейтенанта они были направлены под Сталинград.
Преподаватели школы в военное время, несмотря на все трудности, старались выполнять учебную программу в полном объеме. Школа военных техников за годы войны выпустила более 400 специалистов.
Техникум
как сильное звено
В 1953 году Школа военных техников МПС была преобразована в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта. Перед учебным заведением были поставлены новые задачи по обеспечению специалистами среднего звена железных дорог Дальнего Востока. Здесь готовили по специальностям: паровозное хозяйство, движение и грузовая работа, сигнализация, централизация и блокировка, железнодорожная телефонно-телеграфная связь.
В 2006 году Хабаровский техникум железнодорожного транспорта стал структурным подразделением Дальневосточного государственного университета путей сообщения и был преобразован в факультет среднего профессионального образования - Хабаровский техникум железнодорожного транспорта (ФСПО - ХТЖТ ДВГУПС).
Сегодня факультет - современное образовательное учреждение. В 2010, 2012 годах он входит в число 100 лучших образовательных учреждений СПО Российской Федерации, за что награжден дипломами и золотыми медалями. В 2014 году признан лауреатом в номинациях «Лучший региональный техникум» и «Лучший профильный техникум».
Высокое качество подготовки студентов обеспечивают квалифицированные педагогические кадры. Все педагоги имеют высшее образование, большинство - большой профессиональный опыт. Семь педагогов награждены нагрудным знаком «Почетный железнодорожник», два - знаком «Почетный работник среднего профессионального образования России», три - знаком «Отличник среднего специального образования», один - знаком «Заслуженный работник культуры России», награжден орденом «Дружбы народов».
Техникум гордится своими выпускниками. Многие из них работали и работают на железных дорогах страны, достигли заметных успехов в профессиональной деятельности в сфере железнодорожного транспорта, но так же, как хозяйственники, деятели науки, культуры и образования. Можно вспомнить имена известных выпускников техникума: начальника Главдальстроя Евгения Сидоренко; начальника Закавказской железной дороги, депутата Верховного Совета СССР Виктора Блажиевского; первого заместителя начальника Дальневосточной железной дороги Моисея Евдокимова; главных инженеров ДВЖД Якова Рыбалко и Бориса Павловича; заместителей начальника дороги Виктора Смирнова, Аркадия Татаурова, Юрия Дегтярева; начальников отделений дороги Аврама Писарского и Валерия Тарабарова; председателя Хабаровского горисполкома Юрия Домнина; генералов Федора Кучерова, Ивана Солохненко, Геннадия Горбачева; профессоров Эдуарда Бабенко, Юрия Ципкина, машинистов электровоза, Героев Социалистического Труда Алексея Новосилецкого и Александра Аверкова; известного музыканта Александра Фишера.
Многие выпускники остаются работать в техникуме. Это руководители, преподаватели, работники ЦИТ и отдела кадров. Коллектив факультета сохраняет и продолжает лучшие традиции, заложенные прошлыми поколениями педагогов и студентов техникума.
В двух учебных корпусах факультета разместились 29 просторных кабинетов и 29 лабораторий, 7 цехов учебных мастерских, центр информационных технологий (ЦИТ). Лаборатории и кабинеты выпускающих специальностей оснащены современным оборудованием.
Старейшее учебное заведение Приамурья и сегодня высоко оценивается в образовательной системе профессиональной подготовки кадров, продолжает и приумножает традиции, заложенные старшим поколением преподавателей, сотрудников и учащихся. Хабаровское техническое железнодорожное училище, которое когда-то стояло у истоков профессионального образования в регионе, обеспечило создание качественной инженерной подготовки кадров в Приамурье.
Марина ЛИТВИНОВА.
Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации музей ХТЖТ и лично его бессменного руководителя Ю. А. Кравца.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.