Неповторимая Светлана Ивановна
07.03.2024
701

Коллеги называют Светлану Ивановну учителем от Бога
В средней школе посёлка Известкового Амурского района всего 156 учеников – в Хабаровске столько ребят обычно учится на одной параллели крупной школы, где есть «а», «б», «в», «г»… В Известковом же каждый класс существует в единственном числе, объединяя по несколько детей не только из этого посёлка, но и из сёл Падали и Малмыж.
Думаете, педагогу в такой камерной атмосфере проще? Как бы не так! Если у него в расписании дня семь уроков, то тщательно готовиться необходимо к каждому.
Вот и учитель русского языка и литературы Светлана Ивановна Тарасенко готовится: с одними – говорить о Печорине, с другими – штудировать правописание приставок «не» и «ни» или ещё какие-то важные правила.
А ведь есть и третьи, и четвёртые… Сорок часов в неделю! Все – совершенно неповторимые. Как и она сама.
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ МЕЧТАЛА ВСЕГДА
После окончания Комсомольского-на-Амуре педагогического института попала по распределению в железнодорожную школу Облучья. Но, проработав там два прекрасных года, всё-таки приняла предложение руки и сердца своего молодого человека и переехала к нему в Амурск.
– Нет пока у нас в городе вакансии для вас, – развели руками в районном управлении образования. – Согласны в маленький посёлок? Там как раз нужен учитель русского языка и литературы. Временно!
И они поехали. Думали – на год-два. А остались на десятилетия. Муж-горожанин, преподаватель начальной военной подготовки, уже и жизни не представляет без рыбалки и охоты, для которых в здешних местах – раздолье.
– Более сорока лет живём в Известковом, и я совсем не жалею, – признаётся Светлана Ивановна. – Я так горжусь своими учениками, среди которых есть и журналисты, и поэты, и, конечно же, учителя. Шесть выпусков, которых учила по семь лет!
Каждый урок такой, чтобы интересно было всем.
– Вот, скажем, изучаем мы «Героя нашего времени» Лермонтова, – рассказывает Светлана Ивановна. – Как сделать так, чтобы на уроке активно работали и те, кому литература очень нравится, и те, кто по ряду причин вынужден учиться по облегчённой программе? Постоянно стараюсь что-то увлекательное придумывать…
Разве не интересно постигать характеры лермонтовских героев с помощью книжных иллюстраций?
– Рассматриваем все вместе, например, как увидел Казбича художник, какие черты этого персонажа передал, и исподволь постигаем и его психологию, и особенности личности, – рассказывает Светлана Ивановна. – Равнодушных нет!
И нелюбимых нет. Она любит всех своих детей… за уроки. Не может не восхититься выразительно прочтённым стихотворением или толковым ответом у доски. Признаётся, что очень дорожит тем интересом, который видит во взглядах ребят. И рада, что любовь к литературе, которой она сумела «заразить», сопровождает многих по жизни.
– Вот пишет моя выпускница: «А я сейчас «Мастера и Маргариту» читаю», – радуется Светлана Ивановна. – Да, конечно, мы с ней в школе эту вещь проходили, но сейчас она открывает в ней всё новые и новые повороты и смыслы. Растёт человек!
Или другая её ученица, студентка медицинского университета, рассказывает, как объединила их с одним их вузовских преподавателей любовь к творчеству Бродского. Могут подолгу после пар о его поэзии говорить…
Наверняка сохранят верность книге и ученик Светланы Ивановны, который открыл для себя Николая Задорнова, и школьница, которая читает Марину Цветаеву, – «зацепило», говорят.
МАМА ЛЮБИТ ДЕТЕКТИВЫ
Сегодняшние родители хоть городских, хоть сельских школьников часто сетуют: мол, читать современные дети стали меньше, винят учителей, ЕГЭ, программы. Светлана Ивановна смотрит на проблему несколько иначе:
– Когда мне ребёнок рассказывает, что его мама любит детективы, я рада, – говорит она. – Главное ведь то, что мама читает в принципе. Потому что, к сожалению, бывает, ученик признаётся, что ни разу маму с книжкой не видел. Разве это проблема школы?
Бывает, на уроке она – как и многие сегодняшние учителя – слышит удобную отговорку: дескать, читал, но ничего не понял. «Не понял? – не сдаётся Светлана Ивановна. – Давай разбираться вместе!» И в их совместные поиски смыслов включаются остальные, начинают листать книгу, вслушиваются… И какое счастье, когда ей признаются наконец в том, что прочитанное не просто понято, но и понравилось.
Недавно в школу в рамках проекта «Писатели родного края» приезжали авторы из Хабаровска. Гостей не просто завалили вопросами – традиционные для таких встреч автографы школьники просили поставить на скачанных из сети страницах произведений тех, с кем они так заинтересованно общались.
Просто Светлана Ивановна подсказала, что беседовать гораздо лучше, если знаешь предмет разговора. Что тогда и они сами будут интересны собеседникам. Ребята, казалось бы, привычно открыли Интернет, но искали в этот раз не клипы или игры, а книги – и не пожалели.
Коллеги считают Светлану Ивановну Тарасенко учителем от Бога, прекрасным и мудрым наставником. Неслучайно её ученики побеждают на всевозможных олимпиадах, конкурсах разных уровней.
За высокое профессиональное мастерство, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения Светлана Ивановна Тарасенко удостоена высокого звания «Почётный работник сферы образования Российской Федерации», награждена Почётной грамотой министерства образования и науки Хабаровского края, Почётной грамотой губернатора Хабаровского края.
Ей есть чем поделиться не только с детьми, в течение многих лет Светлана Ивановна возглавляет методическое объединение учителей гуманитарного цикла. Она – идейный вдохновитель и участник многих школьных и районных проектов. И если о чём и жалеет, что маловато времени остаётся на чтение.
Сейчас штудирует непростую книгу о том, как научиться быстро запоминать тексты с помощью математики. Уверена, что пригодится: ведь столько ещё нечитаного впереди!
Марина Семченко.
Фото автора.
Думаете, педагогу в такой камерной атмосфере проще? Как бы не так! Если у него в расписании дня семь уроков, то тщательно готовиться необходимо к каждому.
Вот и учитель русского языка и литературы Светлана Ивановна Тарасенко готовится: с одними – говорить о Печорине, с другими – штудировать правописание приставок «не» и «ни» или ещё какие-то важные правила.
А ведь есть и третьи, и четвёртые… Сорок часов в неделю! Все – совершенно неповторимые. Как и она сама.
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ МЕЧТАЛА ВСЕГДА
После окончания Комсомольского-на-Амуре педагогического института попала по распределению в железнодорожную школу Облучья. Но, проработав там два прекрасных года, всё-таки приняла предложение руки и сердца своего молодого человека и переехала к нему в Амурск.
– Нет пока у нас в городе вакансии для вас, – развели руками в районном управлении образования. – Согласны в маленький посёлок? Там как раз нужен учитель русского языка и литературы. Временно!
И они поехали. Думали – на год-два. А остались на десятилетия. Муж-горожанин, преподаватель начальной военной подготовки, уже и жизни не представляет без рыбалки и охоты, для которых в здешних местах – раздолье.
– Более сорока лет живём в Известковом, и я совсем не жалею, – признаётся Светлана Ивановна. – Я так горжусь своими учениками, среди которых есть и журналисты, и поэты, и, конечно же, учителя. Шесть выпусков, которых учила по семь лет!
Каждый урок такой, чтобы интересно было всем.
– Вот, скажем, изучаем мы «Героя нашего времени» Лермонтова, – рассказывает Светлана Ивановна. – Как сделать так, чтобы на уроке активно работали и те, кому литература очень нравится, и те, кто по ряду причин вынужден учиться по облегчённой программе? Постоянно стараюсь что-то увлекательное придумывать…
Разве не интересно постигать характеры лермонтовских героев с помощью книжных иллюстраций?
– Рассматриваем все вместе, например, как увидел Казбича художник, какие черты этого персонажа передал, и исподволь постигаем и его психологию, и особенности личности, – рассказывает Светлана Ивановна. – Равнодушных нет!
И нелюбимых нет. Она любит всех своих детей… за уроки. Не может не восхититься выразительно прочтённым стихотворением или толковым ответом у доски. Признаётся, что очень дорожит тем интересом, который видит во взглядах ребят. И рада, что любовь к литературе, которой она сумела «заразить», сопровождает многих по жизни.
– Вот пишет моя выпускница: «А я сейчас «Мастера и Маргариту» читаю», – радуется Светлана Ивановна. – Да, конечно, мы с ней в школе эту вещь проходили, но сейчас она открывает в ней всё новые и новые повороты и смыслы. Растёт человек!
Или другая её ученица, студентка медицинского университета, рассказывает, как объединила их с одним их вузовских преподавателей любовь к творчеству Бродского. Могут подолгу после пар о его поэзии говорить…
Наверняка сохранят верность книге и ученик Светланы Ивановны, который открыл для себя Николая Задорнова, и школьница, которая читает Марину Цветаеву, – «зацепило», говорят.
МАМА ЛЮБИТ ДЕТЕКТИВЫ
Сегодняшние родители хоть городских, хоть сельских школьников часто сетуют: мол, читать современные дети стали меньше, винят учителей, ЕГЭ, программы. Светлана Ивановна смотрит на проблему несколько иначе:
– Когда мне ребёнок рассказывает, что его мама любит детективы, я рада, – говорит она. – Главное ведь то, что мама читает в принципе. Потому что, к сожалению, бывает, ученик признаётся, что ни разу маму с книжкой не видел. Разве это проблема школы?
Бывает, на уроке она – как и многие сегодняшние учителя – слышит удобную отговорку: дескать, читал, но ничего не понял. «Не понял? – не сдаётся Светлана Ивановна. – Давай разбираться вместе!» И в их совместные поиски смыслов включаются остальные, начинают листать книгу, вслушиваются… И какое счастье, когда ей признаются наконец в том, что прочитанное не просто понято, но и понравилось.
Недавно в школу в рамках проекта «Писатели родного края» приезжали авторы из Хабаровска. Гостей не просто завалили вопросами – традиционные для таких встреч автографы школьники просили поставить на скачанных из сети страницах произведений тех, с кем они так заинтересованно общались.
Просто Светлана Ивановна подсказала, что беседовать гораздо лучше, если знаешь предмет разговора. Что тогда и они сами будут интересны собеседникам. Ребята, казалось бы, привычно открыли Интернет, но искали в этот раз не клипы или игры, а книги – и не пожалели.
Коллеги считают Светлану Ивановну Тарасенко учителем от Бога, прекрасным и мудрым наставником. Неслучайно её ученики побеждают на всевозможных олимпиадах, конкурсах разных уровней.
За высокое профессиональное мастерство, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения Светлана Ивановна Тарасенко удостоена высокого звания «Почётный работник сферы образования Российской Федерации», награждена Почётной грамотой министерства образования и науки Хабаровского края, Почётной грамотой губернатора Хабаровского края.
Ей есть чем поделиться не только с детьми, в течение многих лет Светлана Ивановна возглавляет методическое объединение учителей гуманитарного цикла. Она – идейный вдохновитель и участник многих школьных и районных проектов. И если о чём и жалеет, что маловато времени остаётся на чтение.
Сейчас штудирует непростую книгу о том, как научиться быстро запоминать тексты с помощью математики. Уверена, что пригодится: ведь столько ещё нечитаного впереди!
Марина Семченко.
Фото автора.