поиск
8 февраля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Постигаем тайны Вселенной в Хабаровском ТЮЗе

29.01.2021
Просмотры
366
Постигаем тайны Вселенной в Хабаровском ТЮЗе
Артисты не столько «разыгрывают» спектакль, сколько создают условия, в которые вовлекают ребёнка
Зимой 2020 года Хабаровский ТЮЗ выиграл грант Министерства культуры РФ на постановку спектакля режиссера Олега Христолюбского по книге Стивена и Люси Хокинг «Джордж и тайны Вселенной» в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Доверие заслуженное: этому предшествовали события июля 2019 года, когда в ТЮЗе прошел четвертый фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема».
Особенность фестиваля состоит в том, что на нем представляют свои эскизы и читки самые разные режиссеры. И если в первые годы обходились собственными режиссерскими силами, то затем фестиваль получил известность, и театр открыл прием заявок для режиссеров из всей России. «Наша тема» 2019 была рекордной по количеству заявок и воплощенных эскизов: в его афише было двадцать одно название!
Судьбу эскизов на фестивале решают профессиональное жюри и мнение зрителей, а дальнейшую сценическую жизнь отмеченных ими - художественное руководство театра. Одним из самых заметных на том памятном фестивале и стал эскиз режиссера Олега Христолюбского из Санкт-Петербурга.
Не нужно объяснять, что постановочный процесс оказался длительным и сложным - свои условия диктовала пандемия. Но, наконец, наступили времена, когда зритель, хоть и с ограничениями и соблюдением необходимых мер безопасности, увидел спектакль «Джордж и тайны Вселенной». Это детский научно-популярный проект, созданный специально для того, чтобы поговорить с ребенком на простом сюжетном языке о мире, в котором мы живем, и о законах физики, которые им управляют.
Режиссер определил жанр спектакля как «парк развлечений»: он проходит в форме квеста и дает современным детям возможность постигать основы космологии, помогает привить им живой интерес к науке.
- Когда я познакомился с первой книгой из серии о мальчике Джордже, которая и легла в основу спектакля, я понял, что в современной России, с её проблемами в образовании необходимо всеми возможными силами знакомить детей и родителей с литературой такого толка, - признается режиссер Олег Христолюбский. - Простым языком здесь описаны основные законы, управляющие нашим миром, теория струн, квантовая физика и устройство макрокосмоса. Более того, сюжет не скатывается к знакомой форме спектакля - научного эксперимента. Нет, это настоящее, захватывающее приключение, полное тайн, загадок, препятствий и необычных сил, противостоящих героям.
По мнению режиссёра, книга Стивена и Люси Хокинг принципиально отличается от любой другой приключенческой литературы подобного рода. Ведь, чтобы преодолеть препятствие на пути к цели, герою нужно что-то узнать в области физики или космологии, познакомиться с одним из фундаментальных законов природы, управляющих вселенной. Лишь применив эти знания, он продвигается по сюжету, побеждает врагов или спасает своих друзей.
- Перед нами новый подход к детской литературе, когда именно научный факт и обладание знанием этого факта, а не магия, вера или качества характера делают героя сильнее, быстрее, умнее, - продолжает Олег Христолюбский. - Мне очень близок такой подход к исследованию мира. Прочувствовать вкус к глубокому погружению в устройство Вселенной - основная задача нашего спектакля. А захватывающий сюжет, полный приключений, опасностей и противостояний, не даст заскучать даже самому привередливому ко зрелищу ребёнку.
Режиссер признается, что мечтает о серии спектаклей про мальчика Джорджа и верит, что Хабаровский ТЮЗ может стать домом для этой идеи и сможет взорвать новый интерес к серьёзной детской литературе в нашей стране.
- Олег Христолюбский поставил задачу создать несколько игровых пространств спектакля, - говорит художник Павел Оглуздин. - Поэтому для постановки
задействован весь театр.
Дом Эрика, профессора физики и его дочки Анни, - это дом человека, всецело увлечённого своей идеей, забывшего о бытовом мире. Везде много книг, странных графиков, причудливых предметов. Большая школьная доска с формулами и клятвой и многое другое. На глазах зрителей ученый проделывает занимательные опыты, проводит уроки-викторины.
Создан обычный школьный класс - с партами, доской, с кучей портретов странных неизвестных мужчин и женщин, какими-то картами и учебниками. Но там происходит много занимательного. А сбегать с урока придется через весь театр.
Ещё одно очень важное место действия в спектакле - это дом профессора Линна, пространство холодной пустоты интеллектуального знания без любви в сердце.
Родители Джорджа в своём отрицании прогресса науки как источника загрязнения среды доходят до абсурда, живя без электричества, питаясь лишь овощами. В таком мире запирают героя, когда наказывают. Комната Джорджа - это жилище, по сути, одинокого мальчика, который должен найти друзей и приобщиться к современной жизни.
- Главный аттракцион спектакля - путешествия в открытый космос, - продолжает Павел Оглуздин. - В малом зале нашего театра мы выстроили мир: здесь зрители побывают в черных дырах, квазарах, астероидах, галактиках и параллельных Вселенных. При помощи проекции не только на одну или две стены, но на все 360 градусов, мы решали захватывающую задачу - создать впечатляющее, интересное и максимально реальное путешествие на комете, средствами и силами театра.
В путешествие по Вселенной зрителей ведут ученые, которые собрались вместе, чтобы провести эксперимент. Их роли играют Александр Зверев, Светлана Мальгина, Михаил Тулупов, Юрий Бондаренко. В роли Джорджа Виталий Альбеков, его отец - заслуженный артист РФ Александр Молчанов. Профессора Эрика исполняет Влас Булатов, в роли Анни Анастасия Дымнова и Алина Цикунова.
- У исполнителей сложная задача, - объясняет руководитель литературно-драматической части театра Анна Шавгарова. - Они задают условия, в которых зритель будет вынужден сам находить ответы на вопросы, заниматься исследованием, постигать мир вместе с героями, чтобы двинуться дальше по истории. То есть артисты не столько «разыгрывают» спектакль, сколько создают условия, в которые вовлекают ребёнка.
Безусловно, такая сложная и новая по форме постановка не смогла бы состояться без саунд-дизайнера Анастасии Насонкиной, видеохудожника Александра Жикина, звукорежиссёра Матвея Медведева, художника по свету Юрия Тарасова, видеотехника Михаила Тычинина. И, конечно, без участия в форме спектакля, в его изменении самих юных зрителей.
Марина Исакова.