- Видимость плохая и сильный ветер. Вышли на полосу, а полоса - слева! Это был единственный раз, когда мы с ним уходили на второй круг.
- А диспетчер?
- Это у нас диспетчер будет нянчиться до заруливания на стоянку, а там посадку разрешил, а для всего остального на борту есть командир.
Вторая сложная ситуация возникла в Сан-Франциско, тогда еще только начинали летать в Америку. Александр Дыбов, летевший с ними радистом, сейчас уже точно не помнит, в чем тогда было дело, но как человек, непосредственно проводивший переговоры с землей, ощутил ситуацию во всей остроте. Внешне ничего не происходило. На возникновение нештатной ситуации Вязков отозвался скупым «понял» и спокойным тоном, в котором не изменилось ни одной ноты, стал отдавать команды. Четко сработав, экипаж благополучно посадил машину. Уже за ужином Александр напомнил: «А ведь круто было, Николай Иванович». «Круто, - согласился он и пожал плечами, - справились».
Каждый такой случай на земле досконально разбирается, на то и «черный ящик», чтобы учиться на чужом опыте. Для коллег любой полет прозрачен, другое дело - жена, для нее всегда все отлично. Однажды под какой-то праздничек собрали жен в Центре переподготовки авиаперсонала, где и показали им «мужей в развороте». Людмила Вязкова как глянула тогда на кабину, постояла там «на взлете», только и выдохнула: «Боже мой, а мы еще со своими проблемами наседаем: то купи, это принеси...». А сегодня она вдова...
Мне предлагают зайти в профком, посмотреть заключение ученых авиационно-космической медицины. Зачем? Реальная жизнь красноречивее любых бумажных аргументов. В день, когда я начала собирать материал, в «Дальавиа» был траур - прямо на рабочем месте умер Анатолий Гончаренко, инженер по авиационному оборудованию. Инфаркт. Собрался на пенсию, справлялся в бухгалтерии: сколько выйдет за выслугу?
И вчера - похороны: Хайтаров Николай Дмитриевич, штурман ТУ-154. Инсульт.
Сегодня опять общий сбор. Как ромашки на лугу - белые форменные рубашки на фоне кладбищенской зелени... Вязков Николай Иванович, командир ИЛ-62. Инфаркт. 55 лет.
И завтра тоже похороны. Лучин Александр Иванович, командир ТУ-154. Инфаркт. 53 года...
Ну что тут скажешь, кроме вещи совершенно очевидной: вопрос с летными пенсиями решать нужно немедленно. Летчики - не шахтеры, правительство забрасывать шапками на Горбатом мосту не будут. А у наших в «Белом доме» со слухом большая напряженка: только если касками по соседству, или массово на рельсы, или кулаком по столу...
- А сколько зарабатывают американские летчики такого класса? - спрашиваю я Валерия Алексеевича Шкарина, командира первого авиаотряда, с экипажем которого летела в Москву.
- У американских летчиков свои проблемы, одну мы знаем точно: куда вложить деньги. Наши коллеги в Анкоридже получают до 15 тысяч в месяц, это север, а в Калифорнии, кажется, 12. В сорок пять выходят на пенсию и можно не работать, говорят: мы обеспечили себя на всю оставшуюся жизнь.
При чем здесь Америка - разве можно сравнивать?
Можно - сравнивали! В 95-м бывший шеф Игорь Николаевич Спиченко (был представителем в Анкоридже) организовал работу по контракту одиннадцати дальневосточникам. Американцы поставили условие: только первоклассные летчики до 45 лет. Первоклассные - не метафора, буквально - летчики первого класса. Семь месяцев группа товарищей учила английский, затем летала на знаменитых «Боингах-747». Потом правильные американцы решили протестировать наших по своей 100-балльной системе. Два Александра - Павлов и Лупенко - сразили наповал: ответили на все сто вопросов из ста. Остальные - на девяносто восемь. А там при семидесяти пяти - восьмидесяти уже считаются асами. Так вот, после того тестирования американский профсоюз летчиков забастовал: «Мы сами окажемся за воротами...».
Я понимаю, отчего так заволновались американские профсоюзы, но мне совсем непонятно олимпийское спокойствие родного правительства. Не прошло и десяти лет, как нашим профсоюзным деятелям удалось доказать право летчиков на льготы из-за сложных условий труда. Дело сдвинулось, когда президент профсоюза летного состава России Сергей Плевако и вице-президент Валерий Данилов поставили вопрос ребром и расписали роли в своей драматической игре с правительством.
В декабре прошлого года Совет Федерации принял поправки к закону о пенсионном обеспечении летного состава. В феврале этого президент Ельцин подписал указ, наконец-то увеличивающий пенсию летчиков.
Дать-то дали, да где взять? Нет механизма, позволяющего собирать в Пенсионный фонд взносы от всех 360 авиакомпаний с разными формами собственности - чтобы все по-честному. («Дальавиа», кстати сказать, уже отчисляет свои 14 процентов.)
Какая прелесть - закон есть, подпись президента есть, а механизма нет. По этой причине новые пенсионные деньги летчиков - только на бумаге. А значит, и отоварить их можно исключительно по телевизору.
Поле чудес в стране должников.
Наталья ТВЕРДОХЛЕБОВА.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев