«Теплые дома» нужны сиротам, чтобы не плодить сирот

10.06.04 0:00 | АРХИВ | 7м. 38 c.

Накануне Международного дня защиты детей председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов опроверг статистические выкладки, прозвучавшие в государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации». Его «независимый доклад» под пессимистичным названием «Тяготы детского мира» делал упор на то, что сирот в нынешней России больше, чем после Великой Отечественной войны. В стране тысячи сиротских заведений разного свойства, но еще больше «ребятишек, которые забыты или полузабыты родней и с малых лет переполнены тоской».

Что же касается государственных заведений для сирот и беспризорников, то известный писатель и академик не меняет своего мнения: «Даже сверхотличный директор, герой и подвижник не способен провести сироту до полного его житейского устройства - он ведь не родитель!».

Между тем герои и подвижники сделали свое дело. Страна понемногу определяется с воспитательными ориентирами: вернуть ребенку семью! Этот материал - попытка взглянуть на чужой опыт со стороны и сравнить его с местными реалиями: где наши слабые места и сильные стороны?

Другая жизнь

...Во дворе этой школы стоит самая настоящая юрта, перекочевавшая в Москву из монгольской пустыни Гоби. Рядом с юртой мини-конюшня, в которой содержится лошадь Зозуля - белоснежная, ухоженная до лоска... За здоровьем Зозули пристально следит выпускница этой школы, будущий ветеринар, ныне студентка Тимирязевской академии. Зозуля - часть реабилитационной программы для детей с нарушениями опорно-двигательных функций. Детский церебральный паралич не считается здесь помехой для туризма и танцев.

Вместо стандартного порядкового номера у этой московской школы название «Ковчег» - спасительный плот, позволяющий таким детям держаться на плаву. Основной критерий для принятия ребенка в экспериментальную школу - невозможность обучаться по общеобразовательной программе. Это не значит, что принимаются сюда одни инвалиды. Напротив, с самого начала обучение здесь строилось, как процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в обычный школьный коллектив. И здесь старались придерживаться европейского стандарта: на девять школьников - один ребенок с особенностями в развитии.

- Мы этого стандарта не выдержали! - честно сказала нам заместитель директора школы Наталья Борисова. - У нас особенных детей гораздо больше. Как отказать родителям, которые чуть не на коленях просят: возьмите ребенка, надежда только на вас!

Наталья Борисова провела нас по школе: ткацкая мастерская, художественная и керамическая студии, обычные классы, отделение «надомного» обучения.

Что привело нас, хабаровчан, в эту столичную экспериментальную школу? (Мы - это группа чиновников администрации города Хабаровска, заместители председателей комитетов по управлению округами, занимающиеся социальной сферой, и журналист.) Что заставило замереть перед смуглой девочкой, сидящей перед мольбертом в немыслимой позе и рисующей сочными яркими красками... жизнь во всем ее цветовом многообразии! У этой девочки редкое заболевание - аутизм, выражающееся в нарушении коммуникации, социального взаимодействия. Такие люди - «мир в себе». Отгороженные от жизни или, наоборот, слишком активные, они, тем не менее, нуждаются в поведенческой коррекции, обучении, чтобы стать успешными в дальнейшей жизни.

Еще больше нуждаются в ней дети другого государственного образовательного учреждения под названием «Теплый дом». В этой школе - детском саду компенсирующего типа воспитываются и учатся дети с глубокими нарушениями в развитии, которых раньше министерство образования относило к типу «необучаемых». Теперь этот термин «вне закона», но вопрос остается открытым: как и чему учить детей с ранним детским аутизмом и эмбицильностью? Можно ли их вообще чему-либо научить?

Впрочем, дети разные, программа обучения и реабилитационно-терапевтические методики тоже разные... Общее одно: все эти дети, по образному выражению О. Курьяновой, «сухой остаток» коррекционных школ. Другими словами, от них отказались, оставив принятие решения на совести родителей: сдать ребенка в интернат для инвалидов или воспитывать самостоятельно? Последний вариант чаще всего приводит к крушению семьи: отцы в 90 процентах случаев уходят «на сторону», потребность неотлучно находиться возле ребенка вынуждает матерей оставить работу, и они буквально «выгорают» рядом со своими чадами, погружаясь в депрессию и бедность.

«Теплый дом» в этом смысле реабилитирует не только детей, но и их родителей. Он дарит им жизнь! Ребенок остается в семье - это главное. То, чего не даст школа, сделает семья. И наоборот.

Первые кирпичики

Так что же привело нас, хабаровчан, в «Ковчег» и «Теплый дом»? Что заставило исписать от корки до корки блокноты, в которых названия городов (Москва, Новгород, Боровичи, Санкт-Петербург) перемежались с названиями администраций, образовательных и реабилитационных учреждений, общественных организаций? «Новгородский детский центр». Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория». Социальный приют. Социальная гостиница для сирот-выпускников интернатных учреждений. Фонд «Защита детей». Дневной центр реабилитации безнадзорных детей «Английский, 19». Фонд «Новые шаги»...

Эту поездку организовала Программа АРО «Помощь детям-сиротам в России». До нее в подобном путешествии по городам и весям России побывали и другие группы: руководители социального блока городской администрации, учителя, завучи и директора хабаровских школ. Кроме этого, была поездка в Америку, где социальные работники смогли посмотреть, как система профилактики работает «у них».

Безусловно, такие поездки вылетают организаторам в копеечку. «Не проще было бы эти деньги вложить в конкретные дела: открыть те же социальные гостиницы и приюты для детей из кризисных семей, вылечить на них пьющих родителей?» - заметил на этот счет коллега, желая остудить мой пыл (впечатления переполняли!). Сегодня я точно знаю, что дать деньги от доброты душевной - значит пустить их по ветру. Потому что разовой, пусть даже и очень солидной суммой, проблему не решить. Программа АРО дает большее - бесценный опыт, который «закопать в песок» может только абсолютно черствый и ленивый. Но в «социалке» случайные люди, как правило, долго не задерживаются. И это дает надежду, что за поездкой последуют перемены и в Хабаровске. Они уже дали знать о себе.

Начать хотя бы с того, что в краевом центре разработана и уже второй год действует городская программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вышеупомянутая Программа АРО участвовала в ее разработке по приглашению городской администрации. Точкой отсчета совместной работы стало 20 января 2004 года - день конференции, в которой приняли участие около 200 представителей муниципальных структур управлений и учреждений, а также некоммерческих организаций и СМИ. За конференцией последовали те самые поездки в регионы с богатым опытом по части профилактики сиротства и проектные семинары.

«Что такое проектные семинары и зачем они нужны?» - спросит читатель. Хороший ответ на этот вопрос дала журналисту Светлана Шевченко, заместитель мэра города по социальным вопросам, председатель комитета по социальной политике.

- Стратегия Программы АРО строится на понимании того, что корень проблемы сиротства заключается в неблагополучии семьи. Мы нашли понимание с АРО в двух аспектах. Во-первых, чтобы решить проблему, нужно выстроить гибкую систему профилактики сиротства и безнадзорности. И второе: сделать это нужно не через административный ресурс, а через поддержку инициативы снизу: социальных работников, общественных организаций, педагогов и психологов. Мы смогли увидеть, как подобная система работает в других городах, перенять чужой опыт и понять, где наши слабые места и «белые пятна». Понять же, как заполнить эти бреши, помогли именно проектные семинары. На них участники выдвигали свои инициативы - проекты помощи так называемым асоциальным семьям, детям, подвергшимся жестокому обращению, инвалидам, сиротам и выпускникам детских домов. Лучшие проекты Программа АРО поддержала грантами.

«Первые кирпичики» положены - это уже хорошо. Системы еще нет, и до обидного больно натыкаться в журналистской практике на конкретные примеры «белых пятен». В конце прошлого года наша газета выступила в защиту воспитанницы детского дома Снежаны Ч., которая волей педагогов краевого интерната для незрячих и слабовидящих детей оказалась в психиатрической больнице.

В поисках «Теплого дома»

Вкратце история звучала так. В детском доме № 8 жила-была Снежана - девочка с изломанной психикой: отец-рецидивист на глазах дочери зарезал человека, мать лишили материнства. Когда Снежана попала в детдом, ее поместили на обследование в больницу, где ребенку поставили диагноз «психопатоподобное поведение». Но доброта и ласка сотрудников детдома №8 сделали свое дело: от Снежаниной «психопатии» скоро не осталось и следа. И диагноз ей вскоре смягчили на более «мягкий» и верный - нарушение эмоциональной сферы.

А потом обнаружилось, что Снежана хронически отстает в школе. «Почему?» - задались вопросом в детдоме и нашли ответ, обследовав девочку в МНТК «Микрохирургия глаза». У Снежаны оказалась врожденная дальнозоркость высокой степени. Специалисты рекомендовали перевести ее для дальнейшего обучения в краевой интернат для слабовидящих детей. Но сотрудники интерната, в отличие от педагогов детдома, не смогли подобрать ключ к девочке и за «плохое поведение» сдали ее... в психиатрическую больницу. Причем поместили туда без очков, что в ее случае могло привести к полной потере зрения.

Неизвестно, как бы сложилась судьба ребенка, если бы не вмешательство профессора-офтальмолога, который диагностировал Снежану. Врач взялся доказать, что Снежана - нормальный ребенок, которому просто нужен индивидуальный подход. Чиновники в этот момент как раз решали вопрос оформления Снежаны в один из интернатов для психически больных детей. Вмешательство помогло: девочку... вернули в детдом и перевели на домашнее обучение - «в час по чайной ложке».

Позже, на одном из проектных семинаров, организованных Программой АРО, я встретила директора детского дома №8 Ольгу Мельчакову. На тот момент детдом уже получил грантовую поддержку АРО за проект по патронатному воспитанию детей. Кроме того, Мельчакова организовала в детдоме семейные группы, чтобы дети могли научиться хозяйничать на общей кухне, создавать уют в комнате, заниматься уборкой. (Такие же семейные группы участники поездки смогли увидеть в детском доме города Боровичи.) Резон прост: выпускники детдомов, привыкнув жить на всем готовеньком, оказываются абсолютно неприспособленными к быту.

- Ваша статья про Снежану нам здорово помогла, - сказала Ольга Мельчакова при встрече журналисту. - После нее откликнулась тетя Снежаны, о существовании которой мы даже не подозревали. Она теперь берет девочку на выходные, а со временем, может быть, решится и на опеку.

Тем больнее было услышать от одной из чиновниц во время поездки: «Так это вы писали материал про Снежану Ч.? И кого, вы думаете, в результате наказали? Мельчакову!».

Сказано это было уже после того, как мы посетили школу «Ковчег», где мне пришла в голову мысль: именно такая школа подошла бы Снежане и другим детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Как жаль, что в Хабаровске нет подобных образовательных учреждений, где понимание особенностей ребенка - непременное условие коррекционного и образовательного процесса!

Реплика о наказании невиновного убавила во мне оптимизма по поводу поездки. А могут ли наши чиновники перестроиться в принципе? А не получится так, что покатаются на халяву по городам и весям, тем все и кончится?

С другой стороны, гора уже тронулась навстречу Магомету. Хабаровская коррекционная школа №3 начала работу с аутичными детьми. Пока таких воспитанников только двое. Впрочем, директор Наталья Данилейко говорит, что «два ребенка с аутизмом на сто обычных детей - это уже много!». Тем не менее, собирается принять еще двух «новеньких». Проект на создание системы реабилитационных услуг для детей-инвалидов с диагнозом «ранний детский аутизм» в школе разработали после того, как Наталья Данилейко побывала в московских школах «Ковчег» и «Теплый дом».

Теперь вот и чиновники смогли увидеть, какие чудеса творят герои и новаторы. И если Магомет пойдет навстречу горе, они непременно встретятся на середине пути…

Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов