Владимир ШВЕДЧЕНКО: «Наш формат - показывать интересно и не говорить лишнего»

17.09.04 0:00 | АРХИВ | 6м. 51 c.

В преддверии очередной годовщины с начала радиовещания на территории Хабаровского края наш корреспондент побеседовал с генеральным директором телерадиокомпании «Дальневосточная» (ДВТРК) Владимиром Шведченко.

- Владимир Витальевич, накануне своего 77-летия ваша компания проводит специальную акцию, приглашая участвовать в лотерее всех, у кого в документах присутствуют стоящие рядом две семерки. И я сразу вспомнил приятеля, который достаточно помпезно отмечает те свои дни рождения, когда количество прожитых им лет составляет две одинаковые цифры - 33, 44, 55, а вот общепринятые «круглые даты», то есть кратные десяти или пяти, практически игнорирует. Вот такой вот оригинал. Вы, похоже, тоже склоняетесь к этой системе?

- Нет, два года назад мы достаточно широко отпраздновали «традиционный» юбилей - 75 лет радиовещанию в Хабаровском крае. А здесь вроде рядовое событие, но ведь семерка считается счастливым числом, а тут их сразу две. В общем, задумались, как отметить это событие. Понятно, что к этому следовало привлечь наших телезрителей и радиослушателей. Сочетание двух цифр, считающихся счастливыми, и подсказало идею акции. И знаете, что любопытно? Первым откликнулся ветеран Великой Отечественной войны - он прислал копию орденской книжки Красной Звезды с двумя семерками подряд в номере. Потом пошли самые разные документы - студенческие, профсоюзные билеты и так далее. Мы убедились, что нашим зрителям и слушателям эта игра понравилась. Поначалу предполагали, что просто бросим в барабан пришедшие письма, кто-то будет крутить его и доставать выигравшие конверты. Но уже сейчас, за полмесяца до подведения итогов, поняли, что такое количество посланий, в принципе, не вместится ни в один барабан. Разве что бетономешалку подогнать к студии (смеется). Что ж, придумаем для розыгрыша лотереи что-нибудь другое: скажем, нарежем небольшие полоски бумаги, присвоим каждому письму номер и заведем эти данные в компьютер. Когда у средства массовой информации такая обратная связь, это, конечно, приятно.

- В свое время от хабаровских телевизионщиков довелось услышать примечательную фразу: «Если событие не показали в «Панораме», значит, его попросту не было». В самом деле, Хабаровская студия телевидения тогда была своеобразным монополистом на этом рынке, у нее была налажена хорошая связь со зрителями, которые часто подбрасывали тележурналистам свежие идеи и интересные факты. Сейчас, с появлением конкурентов, ситуация сильно изменилась? Пропускают ли ваши сотрудники интересные события?

- Пожалуй, сегодня было бы самонадеянностью говорить такую фразу. Но основные события мы не пропускаем. Кстати, во времена «Панорамы» на экран выходило порядка 12 сюжетов в день. Сейчас же мы выносим на суд зрителей около 20 сюжетов, а иногда и больше: они разбросаны по разным новостным выпускам. Еще несколько цифр. Раньше «Панорама» выходила всего два раза в день или максимум три (но, как правило, второй вечерний выпуск был чистым повтором), а в настоящее время у нас уже 13 информационных выпусков, освещающих совершенно различные события. Присутствие других коллег на нашем рынке можно назвать конкуренцией, но исключительно как борьбу за зрительское внимание. Это держит в тонусе. И ничего страшного, если они показывают абсолютно иные вещи, нежели мы.

- А если другие телекомпании показали интереснейшее событие, а вы его проигнорировали, какие-то санкции к своим сотрудникам применяете?

- Руководители информационного вещания наших каналов обязаны смотреть новости на других каналах. Они докладывают мне, что у них было такое, чего не показали мы. Естественно, обмениваемся мнениями, входило ли это в наш формат и можно ли это считать нашей неудачей. А насчет санкций… За что наказывать, это же не прямое нарушение должностных обязанностей? Другое дело, что мы постоянно думаем о том, как эффективнее построить работу. Сложностей здесь хватает. Менее чем два года назад у нас полностью сменилось поколение журналистов-информационщиков. Да и сама по себе наша работа требовала серьезной организационной перестройки. Во-первых, необходимо было ее экономически нормировать, а во-вторых, по-другому выстроить в принципе, поскольку мы вышли на другой этап развития. Наша компания входит в холдинг ВГТРК, и нас предупредили, чтобы мы выходили на телеканале «Россия» под названием «Вести-Хабаровск». Если вы помните, тогда вопреки прямому указанию из Москвы мы приняли своего рода компромиссный вариант, выпуская новости под другой «вывеской» - «Панорама-Вести из Хабаровска». Пришлось доказывать начальству: зритель должен понять, что эта программа - то, к чему они привыкли. А через пару месяцев окончательно перешли на «Вести-Хабаровск».

- А если сенсационный, назовем его громко, сюжет прошел у вас, а на других местных каналах не прошел? Стимулируете сотрудников, сумевших добыть что-то эксклюзивное?

- Конечно! В чем была слабость старой государственной телерадиокомпании? На мой взгляд, в том, что люди получали стабильную зарплату независимо от своего профессионального рвения. Пришлось менять эту систему. Когда этот процесс пошел, некоторые из журналистов решили, что это им не подходит. Не всегда же удается перебороть себя, твердо решить, что я, мол, научусь работать и в новом режиме. Люди начали уходить, и нам пришлось набирать молодых. Спасло то, что у нас был, скажем так, внутренний резерв: мы пригласили на телевидение целую команду из пяти человек с нашего же радио. Именно они подхватили эстафету, когда получился такой кадровый провал.

Могу сказать, что сейчас мы создали систему, которая существует, в принципе, во всех частных компаниях. Человек получает зарплату только за непосредственную телевизионную работу - подготовленные сюжеты. И в зависимости от их качества. Так что сейчас основная часть зарплаты журналиста - то, что он «накопал». И если он действительно нашел что-то сверхинтересное и сумел это соответствующим образом подать, такой сюжет отмечается и материально.

- В телевизионном мире еще говорят, что событие состоялось не там, куда пришел миллион людей, а там, куда приехало восемь телекамер. Как у вас с техникой? Ее хватит, чтобы рассказать обо всех интересных событиях, если они происходят одновременно?

- Афоризм, который вы привели, не похвальба, а справедливое выражение. Если на место события приехало восемь телекамер, стало быть, его увидят миллионы. Кстати, только телевизионный охват нашей телерадиокомпании - имеется в виду каналом «Россия» и «Россия-Хабаровск» - внушительный. Мы выходим в 114 населенных пунктах края, включая те, где проживает всего несколько десятков человек. Вне зоны «действия» нашей компании осталось лишь полтора десятка отдаленных населенных пунктов. Но со временем мы «доберемся» и до них.

В ближайшее время мы прикупим еще пару хороших телекамер. То есть не стоим на месте, развиваемся.

Хорошим примером здесь может служить «Пятый канал». Поначалу его концепция прекрасно характеризовалась слоганом «Канал для настоящих мужчин и тех, кто их любит». Здесь было много спортивных трансляций, каких-то других экстремальных вещей, и мы выдерживали эту линию. Но потом холдинг ВГТРК организовал канал «Спорт», и все мы получили возможность наслаждаться «действительным лайфом». На мой взгляд, самое отличное «реалити-шоу» - это спорт. Телевидение научилось делать это шоу красиво, поэтому его приятно смотреть. С появлением канала «Спорт» мы, естественно, вынуждены были менять концепцию «Пятого канала». Пока мы ее до конца не сформулировали, но уже приблизились к этому. Если попросту, мы строим канал для активного горожанина (этот канал смотрят только в Хабаровске. - Авт.). К примеру, втягиваем его в такие игры, как «Адреналин». Я сам с удовольствием смотрю эту программу. И хотя понимаю, что она несовершенна с точки зрения подготовки, у нас где-то не хватает технических возможностей, где-то журналистского мастерства, но эта программа интересна обеим сторонам - и зрителям, и участникам.

- Владимир Витальевич, в слове «телерадиокомпания» присутствует и «радио». Вы много говорили о развитии телевидения - и в качественном отношении, и, как говорится, вширь. А радио - такое ощущение, по крайней мере, - сужается, и сужается существенно. Это веяние времени - лучше, мол, один раз увидеть, чем сто раз услышать?

- Это неправильный взгляд абсолютно. Просто радио сейчас меняется. У нас есть частота, на которую мы имеем лицензию. Это средние волны. Но в настоящее время средние волны не окупаются. Механизм производства программ здесь достаточно затратный, и его рекламой не окупишь. Хотя наша телерадиокомпания в государственной собственности, практически у нас - обычное коммерческое предприятие, которое должно приносить прибыль. Мы даже в федеральный бюджет часть своей прибыли отчисляем, поэтому должны вести свое хозяйство эффективно. Средняя окупаемость наших программ на средневолновой частоте была не более 20 процентов, все остальное финансировалось за счет того, что зарабатывало телевидение. Это тоже неправильно, потому что заработанного телевидением, дай бог, хватило бы на техническое перевооружение. Мы должны также думать о том, сколько человек нас слушают. А слушатель, как показали исследования, в большинстве своем ушел сегодня в FM-диапазон. Все же для радио основополагающим стал развлекательный формат, где слушателей больше всего. Поэтому и мы разделились как бы на два варианта радио. Один - примерно такой же, как на ТВ: у нас есть канал «Россия» и «Россия-Хабаровск», там идут врезки наших информационных программ. Так что эту составляющую от старого радио мы оставили и будем ее поддерживать и развивать. Что касается развлекательной стороны, то у нас есть лицензия на FM-канал 101,8. И вот здесь мы уже «развлекаемся», как можем.

- То есть, можно сказать, что ваша аудитория разделилась? Бабушка, которая всегда слушала прежнее радио, по-прежнему слушает новости на «серьезном» - условно назову - радио, а молодежь ушла на развлекательный канал?

- Анализируя состав слушателей, хотя бы тех, кто звонит на радио 101,8-FM, мы убедились, что там достаточно и пожилых людей. Раз они откликаются на что-то, значит, слушают. И это понятно, ведь там есть хорошая музыка. Современная, но - нормальная.

- Музыку на таких каналах я тоже иногда слушаю. Но вот когда ведущие, если они работают в паре, там начинают общаться между собой или со слушателями, это выдержать трудно...

- У нас в этом смысле есть определенная редакционная политика. Наши «ди-джеи» (хотя я их чаще называю ведущими эфира) лишнего не говорят. Это наш формат, мы не подстраиваемся под экстремальные, если их так можно назвать, группы слушателей, а идем в обычном режиме хорошего настроения - назовем это так. Так что радио, повторяю, у нас не стало меньше. Напротив, за последние три года объем радиовещания на ДВТРК вырос почти в три раза.

- Между тем, «ностальжирующие» по старому радио люди говорят об исчезнувших литературно-музыкальных композициях, «радиотеатрах»… Их время ушло?

- Я так не считаю. Мы сейчас ищем возможность, в том числе в режиме FM-канала, давать подобные вещи. Конечно, при этом стоит задача сохранить здесь привычную аудиторию, поэтому будем делать это с определенной осторожностью. Но делать будем, поскольку это хороший формат, он многим интересен.

Интервью провел Геннадий ГАПОНОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов