Поедем или пойдем пешком?

22.09.04 0:00 | АРХИВ | 5м. 57 c.

Казалось бы, чего-чего, а автобусов в Хабаровске теперь хватает. Ходят они, обгоняя друг друга, по улицам чередой. Но дождаться нужный - и теперь проблема. Пожилые люди подолгу стоят на остановках в ожидании… муниципального автобуса. А его-то как раз чаще всего и нет.

И стоят они, солнцем палимы…

«Куда подевались городские автобусы, которых мы ждем по полчаса и более? Коммерсантов столько, что нашему горемыке и остановиться уже негде. Он вынужден пристраиваться в конце колонны, которая занимает всю остановку. Пожилые люди устремляются к нему. Не успел - жди следующего. На солнце, под дождем. Нельзя ли установить определенное место для автобусов, которыми пользуются в основном пожилые люди?» Такой вопрос и собственное видение его решения прислала в редакцию наша читательница Александра Николаевна Кислицына.

Другая пассажирка, возмущенная работой муниципального транспорта, позвонила в редакцию. Она ездит на работу с остановки «Виадук». Уехать оттуда утром, по ее словам, совершенно невозможно. В течение часа ни одного муниципального автобуса! В конце концов садишься в коммерческий и платишь семь рублей. А ведь пенсионеры зачастую работают, чтобы иметь лишнюю копейку на лекарства. Если платить за проезд даже дважды в день, подработка теряет всякий смысл. «Муниципальных автобусов потому почти и не осталось, что даже в автопарках рейсовые машины сделали коммерческими. Вон сколько новеньких автобусов вышли на линии зарабатывать деньги, а должны бы возить тех, кто заслужил бесплатный проезд», - поделилась своими сомнениями еще одна читательница «Тихоокеанской звезды» Нина Минько.

Давайте разбираться. Начальник управления транспорта администрации города Хабаровска Владимир Шкурин не отрицает, что количество муниципальных автобусов на маршрутах сейчас ограничено. Часть машин обслуживает дачные маршруты. В будние дни отвлекается порядка двадцати автобусов, в выходные - больше сорока. Понятно, интервал движения муниципальных автобусов увеличивается. Но даже и оставшиеся выходят на линии далеко не все. 78 процентов автобусов исчерпали свой ресурс. По идее, их давно пора списывать, но пока нет других, ходят эти. По словам Шкурина, мэрия выделила на следующий год семь миллионов рублей на приобретение семнадцати новых машин. Но и тогда автобусов на линиях не станет больше. Часть откровенного старья просто пойдет в утиль.

Разобрались. Муниципальных автобусов не хватает. А остальные, которые на конечных остановках выстраиваются колонной в ожидании своего пассажира? Вообще в Хабаровске автобусов много или мало? Есть нормативный расчет: на тысячу жителей должен приходиться один автобус. В городе на линии ежедневно выходят более шестисот автобусов. Любопытно их соотношение: 270 муниципальных и 400 - коммерческих. Выходит, проблемы с транспортом все-таки нет? Оказывается, есть.

Дело в том, что коммерческие автобусы, как правило, небольшой вместимости, они перевозят пассажиров в два раза меньше, чем большой муниципальный автобус. Увеличивать количество маленьких машин в арифметической прогрессии невозможно из экологических соображений. Специалисты и так бьют тревогу: на центральных улицах Хабаровска просто нечем дышать, предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе превышаются во много раз.

Проблема любого большого города - автомобильные пробки, когда автомобили движутся с включенными двигателями на небольшой скорости. Именно тогда и создается опасное загрязнение. Выход - увеличивать вместимость машин, которые перевозили бы больше пассажиров. Понимая, что иного варианта остаться в столь прибыльном бизнесе просто нет, предприниматели стали покупать большие автобусы. Те самые, новенькие, оборудованные световым табло с указанием остановки, которые появились на линиях.

- Ни одного муниципального автобуса под вывеской «коммерческий» в Хабаровске нет, - ответственно заявил Владимир Шкурин.

К слову, автобусы корейского производства, которые периодически приобретает мэрия и которые кажутся только что сошедшими с конвейера, увы, «бэушные». Они отработали по шесть лет. Но, видимо, дороги в Корее давно перестали быть национальной проблемой, а личный транспорт настолько естественно заменил общественный, что автобусы и с таким пробегом не производят впечатления авторухляди.

На ежегодном конкурсе на право перевозки пассажиров, а пройдет он уже в октябре, таким автобусам будет отдано предпочтение. Правда, при том непременном условии, что перевозчик получит самое большое количество баллов - 75 процентов. Они даются за строгое соблюдение графика движения. Опоздание даже на две минуты считается отклонением со всеми вытекающими отсюда последствиями. По мнению Шкурина, и в этом году не всем претендентам хватит маршрутов: желающих гораздо больше. Перевозчики надеются заполучить новых пассажиров, которые до того не рисковали переступать порог их автобусов и маршрутных такси.

Ковровая дорожка для льготника

Перспектива замены льгот денежными компенсациями транспортников, конечно, радует. Наконец-то все окажутся в одинаковом положении - секретарша из прокуратуры, которая пока ездит бесплатно, и учительница, которая честно платит. С 1 января с бесплатным проездом на городском транспорте придется попрощаться участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, донорам, а также работникам судов, прокуратуры и судебным приставам. Покупать билет придется солдатам-срочникам и тем, кто служит по контракту.

Денег, которые им определили, по убеждению правительства должно хватить, чтобы оплачивать проезд в городском транспорте. Давно надо было разного рода ведомствам выдавать деньги своим сотрудникам, которые вынуждены ездить по служебным делам. Трофим Леонтьевич Тарасенко вспоминает времена, когда в проектной организации, где он работал, вручали проездные билеты. «Пока это беззаконие с бесплатным проездом будет продолжаться, никакие повышения цен не спасут разваливающийся муниципальный транспорт», - делает вывод автор письма.

По идее, логично предположить, что доходы муниципального транспорта вырастут. Однако на большие деньги мэрия не рассчитывает. Пожилые люди столь активны именно потому, что им не надо платить в автобусе и трамвае. Экономя семейный бюджет, они сопровождают внуков в школу и на секции, ездят на базы и оптовые рынки, где продукты дешевле. Как только они столкнутся с тем, что это стоит денег, наверняка станут меньше ездить. Есть большая вероятность, что они, во всем себе отказывавшие, предпочтут на деньги, которые им принесут вместе с пенсией, купить колбасы, йогуртов и фруктов. А уж если ехать, то только в случае крайней необходимости.

Есть и еще одно опасение. Пассажир, который готов заплатить за проезд, не сядет больше в муниципальный автобус. Хоть и говорят, что салон моют перед каждым выходом на линию, он не производит впечатления чистого и комфортного. Человек с рублем, может статься, предпочтет автобус коммерческий. Имеет полное право.

Сосчитайте пассажиров правильно

Впрочем, льготники у транспортников все равно останутся. По-прежнему бесплатно будут ездить пенсионеры по возрасту (женщины старше 55 лет, мужчины - 60 лет), ветераны труда, сельские жители, которым полагается десять бесплатных поездок в год. За них расплачивается краевое правительство. Не полностью, конечно, но хоть что-то. Федеральные ведомства такой привычки не имели. На все претензии относительно выпадающих доходов те, кто должен платить, твердят одно: дескать, вы сначала льготников посчитайте.

Сделать это, в сущности, нетрудно. Надо только напечатать талоны и раздать их, пусть старики, военные расплачиваются ими как деньгами. И тогда станет абсолютно ясно, сколько же льготников ездит в муниципальном транспорте. Управление транспорта изучало опыт крупных городов. Так вот, скажем, в Чите каждый месяц выдают талоны. Они являются основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов. В том числе и коммерсантам, которые в принципе готовы возить льготников, только бы за них кто-то платил. Но наше правительство транспортников не поддержало.

Между прочим, двухмесячный эксперимент с талончиками, который проводился недавно, оказался несколько неожиданным. Выяснилось, что льготники совершают не пятьдесят поездок в месяц, как считалось, а только 35. Правда, этому есть объяснение. Льготников считали весной, когда еще не начались дачи. Летом народ приходит в движение. Управление транспорта как-то даже заказывало исследования в политехническом университете. Выяснилось, что бесплатно муниципальный транспорт возит 60-65 процентов пассажиров в городе, 70 процентов - на пригородных маршрутах.

Официальная статистика утверждает, что еще десять процентов пассажиров - не пойманные «зайцы», 15 процентов ездят по поддельным документам. Проездные билеты, которые легко подделывались любым студентом, кажутся народным творчеством по сравнению с изобретательностью тех же военных. Штамп в военный билет о том, что его обладатель служит по контракту и, стало быть, может не платить за проезд, расценивается в… 250 рублей. Месячный проездной билет намного дороже!

Чем меньше останется льготников, тем больше шансов, что муниципальный транспорт не рухнет окончательно. Заработает экономика, и тогда цены, предполагают наши читатели, должны упасть. Ведь обычный пассажир платит за себя и за того, который с корочкой. Владимир Шкурин сказал, что это заблуждение, которое гуляет в народе. Так, очевидно, легче объяснить повышение платы за проезд. На самом деле все расходы транспортников делятся на общее количество пассажиров.

- Стоимость проезда в городском транспорте с заменой льгот денежными компенсациями не станет меньше, как бы нам этого не хотелось, - сказал Шкурин.

Елена Ищенко.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов