Следуя за модой, Устиновой себя не уродуй

04.12.04 0:00 | АРХИВ | 4м. 38 c.

На днях обратилась ко мне знакомая с проблемой - попала она в компанию, где между салатиком и горячим зашла речь о книгах. И спросили ее, что она читает. Как-то неудобно было признаться, что это был «Гарри Поттер» с книжной полки младшего брата. Стала она припоминать каких-нибудь модных писателей, а припомнить-то было и нечего. В общем, подруга просила совета - каких модных авторов надо знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Сложный вопрос... Когда-то в детстве у меня была тетрадочка с надписью на обложке «Книжки, которые нужно прочитать». В нее я заносила почерпнутые из газет и журналов, услышанные по радио отзывы о хороших книгах. Потом шла с этим списком в библиотеку. Сейчас такое невозможно. Открылись реальные и виртуальные границы, источники информации о книгах увеличились в десятки, а выпуск самих книг - в сотни раз, и уже трудно отделить зерна от плевел, понять, где реклама, а где независимая рецензия.

Все меньше людей читают, чтобы просто почитать. На первый план выступают совсем иные, более прагматичные мотивы - чтобы в светской беседе пустить пыль в глаза; или, допустим, приобрести полезные навыки. Может, поэтому так велик удельный вес прикладной литературы - различных пособий типа «как выйти замуж за иностранца, заключить брачный договор и удачно развестись, отсудив дом и пожизненные алименты»... Читают, чтобы отвлечься от забот и уйти с головой в другой мир - в этом случае книга выступает как бегство от реальности... На последнем месте стоит потребность внутреннего обогащения. И это нормально: в быстро меняющемся мире жалко тратить время на бесплодное чтение. В какой-то степени все мы стали потребителями книжной продукции. Еще лет двадцать назад это суждение вызвало бы бурю возмущения книголюбов.

Но литературная мода существовала всегда. Только сейчас она формируется, исходя не из потребностей общества, а благодаря рекламе. Проще говоря, модные и востребованные авторы - это хорошо разрекламированные авторы. И даже если и появится у нас гений уровня Пушкина или Толстого, без должной рекламной кампании о нем никто не узнает. А время самиздата прошло.

Из современной зарубежной литературы сейчас модно читать японцев, выходцев из Латинской Америки и Восточной Европы, испанцев, американцев и англичан.

Японцы - молодая писательница Банана Ёсимото, Эдогава Рампо, однофамильцы Мураками - Харуки и Рю, хотя их популярность идет на убыль. Надо прочитать хоть одну книгу Харуки, хотя бы для избавления себя от терзаний, что все прочитали, кроме меня. Рю Мураками - тот случай, когда достаточно просто знать имя автора.

Почему у нас так популярна японская литература, давно уже перестало быть загадкой. Известно ведь, что с японцами русских роднит схожесть темпераментов, склонность к пассивности и медлительности. Вот только у японцев она проявляется в виде созерцательности, а у нас в виде лени и ничегонеделания. Может, это и не так, но пусть кто-то попробует доказать обратное.

До сих пор популярны и актуальны Балканы и Восточная Европа - в кино царствует Кустурица, в литературе на первых строчках хит-парадов чех Милан Кундера, сербы Горан Петрович, Зоран Живкович, гипертекстовый Милорад Павич...

На протяжении многих лет вольготно чувствуют себя на литературном небосклоне латиноамериканцы Х. Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес... Последний остается по-прежнему модным, хотя и несколько устаревшим, а вот его коллега из той же Латинской Америки Жоржи Амаду, милый Жоржи, пишущий ничуть не хуже, а на мой субъективный взгляд лучше и оптимистичнее, сейчас не в фаворе.

Сметают с полок книжных магазинов стильно-знойные романы испанца Артуро Перес-Реверте, поедают «Шоколад на крутом кипятке» кулинарного фантазера Лауры Эскиваль, устойчивым спросом среди интеллектуалов пользуется итальянец Умберто Эко...

Одно перечисление американских и английских модных писателей займет не одну колонку. Хотя национальность, по большому счету, не важна, она всего лишь определяет своеобразие книги, но не качество.

Помимо разрекламированной литературы, модными становятся книги, по которым сняты фильмы. Вот кто раньше, за исключением узкого круга любителей фантастики, знал, кто такой Сергей Лукьяненко, автор «Ночного дозора»? Никто. А после выхода фильма он по продаваемости обогнал даже Донцову. Правда, после того, как фильм сошел с экранов, этот писатель опять уступил место в рейтингах детективной даме.

Именно после картины «Бойцовский клуб» у нас в стране стали переводить и другие романы Чака Паланика... Автор романа «Полет над гнездом кукушки» Кен Кизи после выхода фильма был записан в ряды классиков американской литературы... Эх, великая сила - кино!

Среди российских авторов модными считаются авторы экстремального плана. Экстремалами назовем тех, кто: а) употребляет нецензурные выражения и «чернушные» описания - В. Сорокин, Л. Петрушевская, Б. Шиянов; б) использует фашистско-националистические лозунги - Э. Лимонов, А. Плеханов; в) просто цинично ко всему относится - И. Стогофф. Вот их и модно читать. Вот только надо ли?

Еще одно модное направление литературы - романы с легким налетом мистики и философствования, но именно с легким, чтобы было понятно широкому кругу читателей. К таким авторам-мистикам можно отнести П. Коэльо с его «Алхимиком», а из русских - творчество В. Пелевина.

Также модно читать литературных двойников и мистификаторов. На Руси это Макс Фрай, просьба не путать со знаменитым английским интеллектуалом Стивеном Фраем. Наш Макс Фрай - на самом деле урожденная Светлана Мартынчик. Писатель Хольм Ван Зайчик - это историки В. Рыбаков в содружестве с И. Алимовым, сделавшие пародию на голландского писателя Роберта Ван Гулика. Известный переводчик с японского Григорий Чхарташвили стал известным под маркой «Б. Акунин». Вся эта продукция, несмотря на четкую коммерческую направленность, хорошего качества. Совершенно не стыдно признаться в том, что читаешь Акунина, Фрая или Ван Зайчика. Это легкое и в то же время качественное чтиво не сказать, чтобы сильно формирует литературный вкус, но, по крайней мере, не портит.

Если, прельстившись яркой обложкой или популярным именем, вы открыли для себя отличного автора, это здорово. Главное - не стать пленником литературной моды. А то многие люди, стремясь угнаться за всеми книжными новинками, тратят кучу времени и денег на чтение. Такое увлечение не идет им на пользу. Более того, формируется настоящий комплекс, который я бы назвала «комплекс всезнайки». Им стыдно признаться, что они что-то не читали или не понравился автор, которым восхищаются все окружающие. Как, вы не читали Павича? Или - вы читали Павича и вам не понравилось? Ну вот не понравилось - и все.

Такие «книголюбы» никогда не признаются в том, что читают всю Донцову или Дашкову от начала и до конца. Вся страна читает Донцову дома, на работе, в общественном транспорте - кондукторы и пассажиры, продавцы и бухгалтеры, учителя и бизнесмены, но признаваться в этом стыдно. Потому как Донцова с Дашковой - представительницы развлекательной литературы, а у нас еще сильны потуги на интеллигентность.

Донцовой и Устиновой брезгуем, зато в среде интеллигенции почему-то принято восхищаться Патриком Зюскиндом и его убийцей-парфюмером. И все, что ни делается на его основе, тоже достойно восхищения. Не зря же в прошлом году откровенно слабому спектаклю (по режиссуре и по сценарию) В. Гоголькова «Парфюмер» дали краевую награду за «лучший спектакль»... Нет, книга, бесспорно, выдающаяся, но уж очень деструктивная.

Так что в погоне за литературной модой лучше всего сохранять трезвый взгляд и горячее сердце, не прельщаясь на громкие имена.

Алиса СЕЛЕЗНЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов