Комсомольский аккумулятор заряжен на успех

24.12.04 0:00 | АРХИВ | 7м. 38 c.

Интервью с председателем совета директоров ОАО «Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод» Д.В. Хариным.

- Дмитрий Владимирович, как известно, последние несколько лет КнААЗ лихорадили остановки производства, отсутствие материалов, нестабильная выплата зарплаты. Расскажите, чем завод живет сегодня, стабилизировалась ли ситуация?

- КнААЗ исторически был сориентирован на оборонные нужды. Отсюда и проблемы с остановками производства: известна определенная неравномерность платежей по государственным контрактам. У нас и сегодня государственный заказ составляет существенную часть объемов производства. Но работая только на «оборонку», завод не проживет. Необходимо диверсифицировать портфель заказов, более активно выходить на рынки гражданских изделий. У нас есть что предложить покупателям и по ассортименту, и по качеству. Мы сильны именно традиционностью качества, которому уделяем много внимания, и, поверьте, это не просто слова. Аккумуляторы, изготовленные КнААЗом для оборонных нужд, хранятся до их установки на технику пять(!) лет с гарантийным сроком последующей эксплуатации три года. Автолюбителям и водителям-профессионалам это многое скажет. Используя эти же оборонные технологии, мы изготавливаем аккумуляторы и для гражданской техники, и продукция завода охотно приобретается теми, кто давно знаком с нашими батареями.

Именно продажи на гражданском рынке позволили нам стабилизировать ситуацию на заводе и с поставками материалов, и с выплатой заработной платы и налогов. Завод вернулся к нормальной работе и наращивает объемы производства. Сегодня мы столкнулись с другой проблемой - с трудом справляемся с заказами.

- И что, больше проблем не будет, вперед - к светлому будущему?

- Конечно, нет. Проблем много, и они типичны для постсоветского «планового» производства: избыток вспомогательных мощностей, избыток персонала по низкоквалифицированным операциям, дефицит квалифицированного персонала, низкая производительность труда. Не добавляет радости высокая стоимость энергетики и транспорта. Я так понимаю, сейчас вы спросите, как эти проблемы решаются?

- Разумеется.

- Тогда по порядку. Высокая стоимость электроэнергии вынудила завод реализовать серьезную программу газификации производства, большую часть технологического оборудования мы перевели с электричества на газ. Экономия существенная, прямая заслуга администрации завода во главе с Е.В. Высотиным и Г.И. Саранским. Это раз.

При избытке низкоквалифицированных кадров мы испытываем дефицит кадров квалифицированных, то есть нам необходимо проводить «реструктуризацию» персонала, частично за счет повышения квалификации имеющихся кадров, частично за счет горизонтального перемещения работников между подразделениями предприятия и набора персонала. О повышении квалификации я скажу чуть ниже. Что касается приема людей на работу, в Комсомольске, к сожалению, система среднего профессионального образования не готовит специалистов для КнААЗа - литейщиков изделий из свинцовых сплавов, намазчиков электродов, испытателей-формовщиков. Мы сегодня принимаем учеников и своими силами обучаем ребят прямо в цехе. Это два.

Профицит вспомогательных мощностей должен решаться путем «выделения» этих производств из структуры завода с дополнительной загрузкой сторонними заказами. Необходимое условие для выживания такого «вспомогательного предприятия» - конкурентоспособность. Например, наше дочернее предприятие ООО «ТПА КнААЗ», выпускающее для нас пластиковые комплектующие аккумуляторов, изготавливает также различные товары для потребительского рынка - пластиковые емкости для морепродуктов, различные хозтовары, пользующиеся спросом. И таких дочерних предприятий у нас несколько.

В 2005 году мы планируем привлечь частные управляющие компании в наши дочерние предприятия. Впоследствии, если такая практика будет успешна, завод постепенно выйдет из участия в капитале «дочек» с обязательным сохранением качества и надежности комплектации. Нам также необходимо кооперироваться с другими предприятиями города для содержания заводских энергохозяйств, создавать дочерние предприятия по ремонту и эксплуатации наших сетей и объектов энергетики. Экономия здесь очевидна. Разумеется, услуги по ремонту сетей должны быть качественными и своевременными. Нужно и здесь рассматривать возможность привлечения частников к управлению этими «дочками». Таким образом, можно постепенно перейти на аутсорсинг (потребление непрофильных услуг у сторонних компаний) и стороннюю комплектацию, что снизит точку безубыточности завода, сделает предприятие финансово более устойчивым к возможным сезонным колебаниям сбыта.

Вместе с реструктуризацией мощностей необходимо вести работу по повышению уровня автоматизации труда и квалификации персонала в основном производстве. Наши сотрудники не должны уходить на другие предприятия города, мы должны предлагать им конкурентный уровень оплаты труда. А это возможно только с ростом производительности труда. Я приведу отвлеченный пример. Допустим, на каком-то предприятии работают 20 техников, которые обслуживают 10 тыс. кв. метров площадей и зарабатывают условно по 1 000 рублей в месяц. Для увеличения их производительности труда нужно купить две машины, которые будут обслуживать такую же площадь, провести переподготовку двух человек для управления этими машинами и поднять им заработную плату в 3-5 раз. Освободившихся работников можно перераспределить на другие операции. Окупаемость инвестиций быстрая, снижение точки безубыточности очевидное, рост производительности труда - кратный.

Таким образом, инвестируя в современное оборудование, мы можем существенно увеличить производительность труда, нарастить производство и поднять заработную плату в рамках существующей численности персонала. Этот путь - интенсификация производства - единственно верный при рыночной экономике.

- Есть ли у завода конкретная программа развития и в чем она состоит?

- Инвестиционная политика КнААЗа должна быть направлена не только на увеличение производительности труда, но и на расширение номенклатуры изделий. Конкретно могу сказать, что в настоящее время мы определяемся с приоритетами освоения новых аккумуляторов, в частности, «азиатских» типов батарей, но не только. После тщательного изучения вопроса будет составлен технический план внедрения нескольких новых аккумуляторов в 2005 году. Под этот план администрация завода будет предлагать акционерам соответствующую инвестиционную программу. Предварительно речь будет идти об инвестициях в полимерное литье, реконструкцию участка формировки и сборочное производство. По конкретной сумме инвестиций определенность появится к концу января 2005 года.

- И что дадут все эти меры? Какой эффект в цифрах?

- За 2004 году выручка составит ориентировочно 8 млн. долларов. В 2005 году мы планируем произвести и продать аккумуляторов на 16,2 млн. долларов. Все цифры брутто. Это, кстати, по поводу всей демагогии вокруг невозможности удвоения ВВП. Если все пойдет по плану, в 2005 году мы сможем начать техническое развитие и заложить базу для дальнейшего 30-процентного роста производства в 2006 году (21 млн. долларов). Это уже очень неплохая цифра. Такой объем производства потребует от нас 6-7-процентного присутствия на отечественном рынке - вполне достижимая цель для маркетологов. Видимо, речь пойдет о построении новых брэндов: с 2005 года мы планируем выпускать новые аккумуляторы с использованием самых современных материалов, в том числе по кооперации с европейскими производителями аккумуляторных батарей.

- Действительно, цифры серьезные. Неужели аккумуляторы на такую сумму можно продать у нас на Дальнем Востоке?

- На Дальнем Востоке можно продать только часть. Еще часть - оборонный заказ, который мы по-прежнему не сбрасываем со счетов. Остальное - в другие регионы России. Маркетинговая стратегия предприятия состоит в том, чтобы вывести сбыт КнААЗа на федеральный уровень: наши аккумуляторы должны быть доступны для покупателя и в Калининграде, и на Сахалине. Система продаж завода строится по трем уровням: дистрибьютор - дилер - конечный потребитель. Мы определились в 2004 году с генеральным дистрибьютором, им стала компания «Русток», имеющая несколько региональных центров продаж. Это первый уровень.

Второй уровень - крупнооптовый дилер, распространяющий продукцию среди конечных потребителей (третий уровень). Уже сегодня аккумуляторы «Амур» можно купить на Дальнем Востоке, в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Новосибирске, Кемерово, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Ростове, Челябинске и ряде других регионов страны. Мы очень заинтересованы в сотрудничестве по сбыту с нашими соседями - странами Дальневосточного региона - и работаем над установлением таких контактов.

- Дмитрий Владимирович, в прессе говорилось о том, что владельцем завода является фирма «Русский ток». Вы можете это прокомментировать?

- Видимо, это отголоски подписания дистрибьюторского договора с компанией «Русток». Насколько мне известно, среди акционеров КнААЗа фирмы с таким названием нет. Акционеры завода - юридические и физические лица. Контрольный пакет акций принадлежит трем московским компаниям.

- Вы представляете интересы этих компаний?

- Я представляю интересы совета директоров, который избирается акционерами. Если я буду представлять интересы каких-либо компаний, а не завода, я вряд ли смогу рассчитывать на конструктивную работу на предприятии.

- И все же, как строятся отношения с акционерами? Какие задачи они ставят перед администрацией завода?

- Любой акционер ставит перед руководством предприятия задачу по максимизации стоимости бизнеса. Акционеры отдают себе отчет о необходимости реструктуризации производства и не требуют прибыли. Пока не требуют. Более того, это мы просили крупных акционеров о финансовой поддержке, которая и оказывалась нам на протяжении всего года, в основном на покрытие кассовых разрывов. Акционеры требуют увеличения кредитоспособности завода, прозрачности ведения бизнеса и стандартизации бизнес-процессов. Это колоссальный объем работы. Что-то из этой работы мы уже сделали. Об этом говорит и увеличение доверия банков-кредиторов завода, и доверие потребителей-дилеров к надежности поставок. В целом отношения с акционерами я бы назвал конструктивными. Самое главное, есть понимание необходимости развития производства и готовность вкладывать в КнААЗ деньги.

- Расскажите, как вы взаимодействуете с властью, помогает ли КнААЗ городу, краю или, может быть, наоборот, власти помогают заводу?

- Помогать власти - это в первую очередь не создавать ей проблем. Власть должна видеть название завода в реестре аккуратных налогоплательщиков, в списке привлекательных объектов для инвестиций, видеть продукцию КнААЗа среди призеров на выставках. Мы должны создавать рабочие места и оплачивать работу на соответствующем уровне. Завод должен быть интегрирован в экономику региона, то есть, с одной стороны, приобретать товары и услуги предприятий региона, с другой стороны, продукция завода должна быть представлена в городе и крае на конкурентоспособном уровне.

Здесь есть возможности для развития: например, мы можем сотрудничать с муниципальными транспортными предприятиями и по поставке аккумуляторов, и по утилизации отработанных батарей. Мы с такими предложениями планируем выходить в городскую администрацию, если они будут поддержаны руководством города - и в краевую. КнААЗ вынужден сегодня приобретать материалы и комплектующие где угодно, но только не в крае. Это не просто неправильно, это не выгодно. Мы имеем возможности более тесного сотрудничества и с добывающими отраслями региона, ведь наша специальность - аккумуляторы для тяжелой техники. При поддержке руководства города и края мы могли бы усилить работу в этом направлении на конкурсной, разумеется, основе. Я бы не говорил о помощи, я бы говорил о большем объеме информации для власти о наших производственных возможностях.

- Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса. Считаете ли вы КнААЗ социально ответственным предприятием?

- Сейчас основная социальная ответственность для нас - вовремя выплачивать заработную плату и налоги. Идей по социальным программам у нас много, но их реализация без роста производства будет скорее социальной безответственностью, мы просто «проедим» оборотные активы. Мы должны сначала нарастить производство, выйти на устойчивую прибыль, тогда и помогать возможности будут.

Интервью взял В. НИКОЛАЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов