Власть и бизнес поссорились на братской могиле

27.04.05 0:00 | АРХИВ | 5м. 47 c.
Власть и бизнес поссорились на братской могиле

На днях архитектору Железнодорожного района Хабаровска Сергею Прудникову пришлось объясняться с сотрудниками прокуратуры. Дело в том, что, пока он пребывал в очередном отпуске, на подведомственной ему городской территории разразился нешуточный скандал.

А началось все с того, что в один из дней начала марта горожане с удивлением обнаружили на территории «Памятник партизанам» стройплощадку. О том, что место вокруг высокой стелы - огромная братская могила, где покоится, по неточным подсчетам, около пяти тысяч людей, расстрелянных и замученных во время террора 1918 -1920 годов, дальневосточные школьники узнают на уроках истории. Живы еще и те, кому удалось уцелеть в те страшные времена.

Поэтому понятно, что равняющие огромными колесами «овраг смерти» грузовики вызвали волну народного возмущения. Хозяин стройки пояснил, что собирается возводить тут автомобильную парковку. В прошлом году он взял в аренду пустующие помещения на первом этаже дома №134. Сделал там большой магазин и кафе, возле которых должно быть автомобильное место. Другой подходящей для него земли в округе нет. Но только строители успели выкорчевать пару деревьев, привезти несколько КАМАЗов земли, разровнять площадку примерно в 20 квадратных метров, как стройку пришлось сворачивать. Комиссии из различных городских ведомств, как будто сговорившись, одна за другой несколько дней исследовали территорию и пристрастно «допрашивали» предпринимателя на тему: «По какому праву?». Выяснилось, что, во-первых, разрешения на разработку «оврага смерти» у него нет. А во-вторых, его и быть не могло. Так как это - историческая зона, охраняемая государством. Вот так предприниматель в одночасье превратился в злостного «самовольщика».

Сколько точно охранять метров?

Сам предприниматель святотатством свои действия не считает. Прежде чем затевать строительство, он сделал крупные фотографии того, что там было. И от взгляда на них, честно говоря, тошно. Огромная помойка - так выглядела охраняемая государством историческая земля. Или жителей близлежащих домов вандализм на могилах в виде «ароматной» свалки никак не трогал? Поэтому он решил, что облагородить землю и поставить там машины - ничем не худший вариант.

Нанятые бизнесменом работники помойку разгребли, мусор вывезли. И продолжали бы впредь заботиться о территории, если бы не конфликт - так растерянно пытался объясняться предприниматель с народом. Но одно дело облагородить святое место, скажет уважаемый читатель. И будет прав. А другое - история нашего государства. Да и парковать машины на могилах людей, вне зависимости от истории, просто грешно.

Однако оказалось, что как раз вопрос о том, где фактически похоронены наши земляки, до недавнего времени оставался открытым. То есть сам обелиск в виде четырехгранной усеченной пирамиды с фигурой полуобнаженного рабочего со знаменем в руке был построен в 1961 году. По данным историков, на этом месте раньше добывали глину для кирпичного завода. В образовавшиеся ямы и сбрасывали тела убитых партизан и красноармейцев. Позже вокруг обелиска, отмерив приблизительно участок, землю разровняли так, чтобы он напоминал овраг. В шестидесятые годы там был сквер, стояли лавочки. В 1974 году «Памятник партизанам» приобрел статус федерального значения.

Но лишь когда разгорелся скандал, выяснилось, что официально ни в каких документах территория памятника истории так и не очерчена. Словом, никто точно не мог сказать, сколько метров земли вокруг постамента под охраной государства и что считать братской могилой.

Как рассказали в Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры (НПЦ по ОПИК) Хабаровского края, на сегодняшний день четко определены границы только тех памятников, которые находятся в центре Хабаровска. Прочие дожидаются своего часа. Как, например, «овраг смерти». Как объяснила специалист Лариса Шокурова, любой бизнесмен, планирующий строительство на какой-либо городской территории, должен согласовать его с охранниками памятников. По идее, все работы можно производить только после заключения специалистов о том, что земля не представляет исторической ценности. Но, к сожалению, предприниматели часто игнорируют законодательство, из-за чего сами и попадают в двусмысленное положение.

Временная схема территории памятника «Братская могила и места массовых расстрелов жителей Хабаровска во время контрреволюционного террора» появилась только 18 марта этого года. Только после того, как там развернулась стройка. Сделать это раньше, как говорится, руки не доходили. К тому же никто из ответственных за сохранность исторических мест специалистов, по их признанию, и подумать не мог, что кто-то посягнет на такое известное место.

Сегодня при помощи историков удалось довольно точно установить место расположения братской могилы. И теперь ясно, что охраняемая государством территория расположена от улицы Карла Маркса до обелиска и с его тыльной стороны на расстоянии примерно ста метров. То есть, как раз до забора, которым заканчивается овраг, где и развернулась несанкционированная стройка.

В том, что схема эта появилась уже после начала строительства, выходит, виноват сам предприниматель. По словам Ларисы Шокуровой, если бы он, как и положено, сначала обратился в НПЦ по ОПИК, специалисты уже тогда сделали бы территориальную схему. И вопрос о парковке под автомобили был бы закрыт. Так предприниматель, по крайней мере, сэкономил бы свои деньги.

Вслед за временной схемой появился и план реконструкции этого памятника и прилегающей к нему территории. Если у города все будет нормально с деньгами, историческое место приобретет божеский вид уже до конца 2006 года.

Игры чиновников способны загнать

в «овраг смерти»

Бизнесмена же, по словам архитектора Сергея Прудникова, за «самовольность» оштрафовали. А с исторической территории велели убираться насовсем. И казалось бы, такой конец истории вполне логичен. Однако сам «нарушитель», тем не менее, с таким поворотом категорически не согласен и собирается доказывать свою правоту и дальше.

Дело вот в чем. Оформляя аренду помещений в доме №134 по улице Карла Маркса, он, как и положено, согласовал все с городской администрацией, получил разрешение на проектирование и реконструкцию нежилого цоколя под торговый центр и кафе.

Понятное дело, получить весь пакет документов в чиновничьих кабинетах - дело не скорое. Поэтому ремонт начался без заключения экологической экспертизы, разрешения из ГИБДД и из центра охраны памятников. По признанию бизнесмена, он считал, что выдача ему этих документов - всего лишь вопрос времени, и так поступают многие его коллеги.

К началу этого года кафе и магазин распахнули свои двери для посетителей. Вот тогда-то и выяснилось, что оставлять свои автомобили гражданам попросту негде.

Согласно договору аренды, распоряжаться предприниматель мог только в означенных помещениях и на небольшом пятачке земли непосредственно за их порогом. Но встанут там только шесть машин. А по требованиям ГИБДД стоянка у таких заведений должна быть рассчитана не менее чем на 29 единиц автотранспорта. Вы спросите, о чем предприниматель думал раньше, когда только собирался открывать свои предприятия? Ответ: не думал, что «помойка» представляет такую историческую ценность.

Поэтому, наверное, лучше спросить у департамента муниципальной собственности Хабаровска: как эти помещения были вообще сданы в аренду под магазин и кафе? Ведь такие заведения можно открывать только там, где есть место для парковки автомобилей. Государственные мужи об этом прекрасно осведомлены.

По словам Прудникова, отдает муниципалитет бизнесменам помещения в аренду без земли под стоянки для машин довольно часто. Хотя прежде вопрос об аренде должен быть согласован с архитекторами. На совместных совещаниях градостроители не один раз просили коллег не оставлять этот вопрос без внимания. И если возле будущего кафе нет свободной земли под парковку, вообще не сдавать здание в аренду для общепитовских целей. Увы, добиться взаимопонимания в этом вопросе у городских чиновников не получается.

И что же теперь остается делать владельцу кафе по ул. Карла Маркса, 134?

Сегодня архитекторы предлагают ему освоить место под стоянку с торца дома. Сейчас его занимают гаражи местных жителей. Бизнесмену советуют самому договориться с людьми о том, чтобы они согласились передвинуть на другое место свои «домики для машин». Если предположить, что граждане согласятся, то все расходы тоже лягут на плечи предпринимателя. А сколько при этом потребуется оформить и переоформить документов? Но если жители района не согласятся уступить пядь земли, то кафе и торговый центр придется закрывать. Потому что без парковки работать, согласно закону, они не могут.

А как же деньги, затраченные на ремонт? А никак, поясняет Прудников. У него складывается мнение, что муниципалитет порой нарочно сдает в аренду помещения под конкретные заведения, где эти самые заведения открывать нельзя. Для чего? А как еще прикажете ремонтировать принадлежащие городу здания?

Когда этот материал готовился в печать, стало известно, что по генеральному плану застройки города Хабаровска, который готовит Санкт-Петербургский проектный институт, примерно через 10 лет на месте «оврага смерти» пройдет скоростное шоссе городского значения.

А пока шла борьба, святое место вновь успело превратиться в помойку. Кто-то, не донеся до специальных контейнеров пакеты с мусором, просто сбросил их в исторический овраг…

Оксана Омельчук.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов