Книжный переплёт

29.04.05 0:00 | АРХИВ | 16м. 9 c.

Приятно книгу... послушать

Вы уже не удивляетесь тому, что традиционная книга мирно сосуществует с новыми формами - электронной книгой (в том числе и для карманных ПК) и аудиокнигой? Судя по тому, что последняя приобретает все большую популярность, современный читатель уже привык не только к «бумажной» книге.

В европейской части России культура слушания книги уже четко оформилась, в отличие от провинции, - люди слушают плейеры в метро и машинах, в бассейнах и кафе. Знали б вы, как богат выбор аудиокниг в Москве на «Горбушке»! Вплоть до вузовских лекций определенного преподавателя, причем записанных и изданных как пиратским способом, так и вполне официально.

Купить аудиокнигу в Хабаровске оказалось не то чтобы очень легко, но и не особо сложно. Проблема в другом - в отсутствии выбора. То, что есть, не может удовлетворить даже непритязательный вкус. В известном музыкальном магазине нашлась маленькая полочка с аудиокнигами. Ассортимент невелик - классики из школьной программы: Толстой, Достоевский, учебники, несколько современных авторов, языковые диски. В других музыкальных киосках и на лотках и того не было.

Поэты самовыражаются

Недавно ко мне в руки попала одна необычная аудиокнига. Хабаровские поэты Арт Иванов, Екатерина Кузнецова, Олег Чуйко, Геннадий Дорошенко, Галя Ключ, Елена Добровенская, Владимир Ветров, Марина Самаркина и другие собрались и записали свои размышления и стихи на пленку. Качество на удивление хорошее. Запись студийная, хотя и полупрофессиональная. Это звуковой вариант «бумажного» сборника литературного общества «Метаморфозы».

Что такое поэзия, можно ли ее описать, есть ли разделение на мужскую и женскую поэзию, кто такой поэт - посредник, записывающий строчки, диктуемые кем-то извне, или самостоятельный творец? Много разговоров о смерти, о непонимании. Порою кажется, что собственное ощущение уникальности и неповторимости у поэтов выливается в противопоставление себя миру - «меня никто не понимает».

Есть безумно красивые стихи, такие красивые, что хочется плакать. Ощущение усиливается пронзительным музыкальным сопровождением. Экзотические стихи, отдаленно напоминающие Н. Гумилева, чередуются с приземленными рублеными рифмами.

Впрочем, анализировать сборник - занятие неблагодарное. Кому-то нравится, кому-то нет. Главное - то, что он вообще вышел. Спрашиваю у Геннадия Дорошенко: а можно его где-нибудь купить? Оказывается, нельзя. Поэты-бессребреники выпускали сборник для собственного самовыражения, заранее зная, что в массах он не разойдется. Не привыкли у нас к такому.

Окно в мир

Но если для большинства из нас аудиокнига служит в качестве необязательного способа развлечения, то для кого-то она становится единственным собеседником и, если так можно выразиться, слуховым окном в мир.

В Хабаровске есть место, где можно найти любые аудиокниги. Это единственная в нашем регионе библиотека для слепых, расположенная на улице Ленина. Она обслуживает инвалидов по зрению и членов их семей не только нашего края, но и Камчатки, Магадана, Биробиджана, а также имеет свой филиал в Комсомольске-на-Амуре.

Существует она с 1965 года, библиотечный фонд составляет 82 тысячи экземпляров. Это все виды изданий - и «говорящие» книги, и книги по Брайлю, и плоскопечатные, и периодические издания. Более 60 процентов от общего фонда составляют аудиокниги. Библиотекари и сами читатели называют их «говорящими» книгами. Вообще, таких читателей 1228 - на всю библиотеку.

Несмотря на возросший выбор носителей информации, основным источником пополнения «говорящих» фондов библиотеки остается специализированное издательство Всероссийского общества слепых ИПТК «Логос» ВОС. Такая прерогатива одного издательства объясняется тем, что скорость записи и прослушивания «говорящих» книг отличается от обычной кассеты. Аудиокниги для инвалидов по зрению записываются на второй, а не на четвертой, как обычно, скорости. Медленная скорость позволяет записывать информацию не на двух, а на четырех дорожках, и на кассеты помещается в два раза больше информации, чем обычно. Но даже при таком способе записи книга занимает много места. Один том четырехтомного собрания сочинений Аристотеля - это девять кассет.

Для ознакомления читателей с краеведческой литературой в библиотеке есть такая должность, как «библиотекарь-чтец». Она начитывает на кассеты отдельные произведения из журналов «Дальний Восток» и «Родное Приамурье», книги дальневосточных писателей.

Правда, условия работы чтеца далеки от идеальных. В библиотеке нет звукозаписывающей студии, нет профессиональной техники, запись производится на обычном пишущем магнитофоне.

Зато перед слабовидящими и слепыми читателями не стоит проблема выбора, что взять послушать. Почти все, что есть в обычной библиотеке, есть и в звуковом варианте - художественная, научно-познавательная литература, детективы, фантастика, бестселлеры, отраслевая, медицинская, общественно-политическая.

Фонды библиотеки пополняются регулярно, аудиокниги заказываются по каталогам и планам-проспектам ведущих издательств. Приятно поразило то, что тут заказывают все издаваемые «говорящие» книги. Причем требуется, как минимум, три экземпляра одного названия для всех региональных филиалов. Но если денег не хватает, то заказывается один экземпляр, а потом переписывается на кассеты.

Проблемы возникают, если читатель хочет послушать новинки современной литературы - это практически невозможно, потому что «говорящие» книги приходят примерно через год-полтора после выхода в издательстве обычной книги.

Также студентам-инвалидам не хватает учебников по гуманитарным дисциплинам - юридической, экономической литературы. В этом случае по просьбе студентов библиотекарь-чтец начитывает учебники или главы из них.

Частично выручает компьютерный класс, в котором есть два компьютера и сканер. Плоскопечатная книга кладется в сканер, он сканирует текст, а специальная программа его озвучивает. Эта программа синтезатора речи и всех звуков помогает работать и с Интернетом, сопровождая любое нажатие клавиши звуковым сигналом.

Леонид Фомин, заведующий Интернет-залом, с легкостью продемонстрировал мне при выключенном мониторе, как незрячий человек может искать информацию в Интернете. Единственный недостаток звуковой программы - нечетко озвучивает знаки, коверкает слова, но ребята привыкают.

Незрячие пользователи могут пройти специальный курс работы с клавиатурой и операционной системой Windows.

Тех читателей, которые не могут приходить в библиотеку, библиотекари обслуживают на дому. Раз в неделю развозят книги по одному из четырех районов города (Центральный, Северный, Южный и поселок им. Горького). В отдаленные районы (Магадан, Камчатка) высылаются наборы книг.

Сплошной дефицит

В дотелевизионную эпоху и позднее роль книги брало на себя радио. Маленький принц голосом дивной Марии Бабановой приставал к летчику: «Нарисуй мне барашка!», арбузовская Таня мчалась к пациенту сквозь пургу в московских спектаклях, Тургенев выяснял отношения с Полиной Виардо в одной из самых удачных хабаровских радиопостановок…. Что греха таить, многие произведения мировой литературы мы узнали благодаря радиоприемнику.

В детстве своеобразными аудиокнигами были виниловые пластинки - сказки для детей в исполнении известных актеров - «Оле Лукойе», «Мэри Поппинс», «Голубой щенок», «Старик Хоттабыч», помните? Сейчас звуковые сказки тоже можно купить, но их, увы, так мало! И очень ограничен ассортимент аудиокниг для взрослых. Видимо, книготорговцы еще не уловили нашей в них потребности?

Подумалось: мы постоянно живем в состоянии вечного дефицита. Казалось бы, дефицит книг сменился дефицитом времени, которое могли бы восполнить аудиокниги, но они - дефицит…

Все-таки мне удалось купить одну аудиокнигу - драматург и режиссер Евгений Гришковец читает свою повесть «Как я съел собаку». Слушала, собираясь утром на работу. И знаете, отлично поднимает настроение!

Алиса Гусева.

«Пикник» с дискуссией в придачу

Аудиокниги не такая уж и диковинка нынче. Если читатель, вернее - слушатель, ничего подходящего не найдёт в наших магазинах, то ведь на них не сошёлся клином книжный мир. В Интернете, допустим, существует магазин «Озон», который высылает такие книги наложенным платежом. Одна из последних новинок - «Пикник на обочине» А. и Б. Стругацких.

Любителям фантастики не надо пересказывать сюжет этой повести. Они и так знают, что в этом знаковом произведении братьев-фантастов речь идёт о том, как в нашу реальность способен вклиниться некий другой мир. Это - Зона, образовавшаяся на Земле после визита пришельцев. Здесь происходят непонятные вещи, обнаруживаются странные, порой очень опасные предметы, но, несмотря ни на что, в Зону проникают сталкеры - первопроходцы мира неведомого. Это считается преступлением.

Может быть, это считается преступлением ещё и потому, что некоторые сталкеры, такие, как главный герой повести Рэдрик Шухарт, стремятся добраться до некоего шара, исполняющего желания? Все желания - для одного человека! Нормально ли это? Может, нормальнее вот это: «Счастье для всех - даром, и пусть никто не уйдет обиженным!».

Аудиокнигу «Пикник на обочине» озвучивали такие мастера театра и кино, как Н. Караченцов, Ю. Васильева, Б. Иванов и другие. А дополняет её дискуссия историков К. Чернявской и Н. Силина о творчестве Аркадия и Бориса Стругацких.

Устав от чириканья ди-джеев на современных радиостанциях и соскучившись по старому доброму радио с его литературными постановками, так приятно включить аудиокнигу и, занимаясь какими-то своими делами, послушать страницы любимых произведений.

Н. МЕЗЕНЦЕВ.

Эти картинки совсем не для взрослых

Книги с хорошими иллюстрациями завораживают - некоторые книголюбы готовы тратить деньги и время, ждать, искать, догонять, как в приключенческих романах, чтобы купить любимую книгу с достойным оформлением.

Казалось бы, разве это важно - оформление? Главное ведь текст. «Уже три года ищу Гессе, - пишет подруга. - Хочется иметь дома любимого автора в достойном его переплете».

Книги с «картинками» для взрослых - редкость, равная удачно выбранному подарку. «Пап, а что ты читаешь? У, без картинок… неинтересная…» Взрослые с этим мирятся. Во «взрослом» мире нет места сладкому и пикнику в будний день.

Другое дело - дети. Для них книги с картинками - это почти путевка в жизнь: если иллюстрации были хороши, то ребенок вырастет с правильным пониманием добра и зла, пропорций и цвета. А если картинки не очень - то… Исказится картина мира? Вряд ли, но что-то безвозвратно упорхнет из мира детства.

Сергей Чешкин,

«книжный» художник

Сергей Чешкин один из самых интересных, на мой взгляд, «книжных» художников. Он рассказывает:

- Книги я стал иллюстрировать случайно. Как со всеми людьми бывает - стечение обстоятельств. Встретил знакомого на улице. «Хочешь поработать?» Пауза. «Аванс дашь?»… Первая книжка - «Порожний рейс» Александра Коченюкова, 1983 год. Впоследствии оценил все прелести такой формы труда - она не связана с «сидеть от и до», что мне нравится… Хотя у меня постоянно бывали выпады бросить все… Для дизайнеров ты художник, для художников ты дизайнер, попадаешь в такой промежуток… У дизайна и «чистого» искусства совершенно противоположные цели; дизайн - укрепление всех идей, видеоряда, трансформации всех новинок; а искусство теоретически предназначено, чтобы разрушить традиции, старое, расширить границы. Дело в функции, предназначении. Функция художника в книге - оформить создание другого…

- Много у вас книг?

- Подсчитывать тяжело, ну, если в среднем, то около десяти книг в год выходит….

- А если вам книга не нравится, вы все-таки беретесь за карандаш?

- Конечно. Если бы я делал только то, что хотел… Все-таки у нас не мировой книжный рынок, не московский, где можно выбирать себе книгу на оформление по душе.

- Но для себя вы создаете рисунки к произведениям, которые вам нравятся?

- Кое-какие вещи, конечно, есть… С некоторыми произведениями у меня сложные отношения. Например, взять «Пикник на обочине» Стругацких - это не просто книга, это взгляд на мир. И если я возьмусь за работу, то это будет не просто иллюстрирование, это будет как в фильмах «по мотивам». Я их переделаю… Так всегда во все времена поступали в искусстве. Есть мифы, которые кочуют из одного времени в другое…

- То есть картинка будет больше, чем книга?

- Некоторые нехудожники говорят: «понять»; я считаю, что если картину можно понять, ее можно выбросить. Это не картина - зряшная вещь. Самое главное - то, что за картиной. Если за картиной ничего нет, посмотрел, все понял, выкинул из головы… Как качественное массовое американское кино. Вышел из кинотеатра - на следующий день забыл. А бывает, что не понравилось, а ты через год все еще помнишь, перевариваешь, встречаешь в жизни кучу аналогий… Сама картинка - вот она, а художник - он делает не картинку, а мир…

- Ваши иллюстрации в одном стиле - чтобы узнавали вас, художника: «Чешкин рисовал», или они совершенно разные, как книги?

- Для меня доминанта, конечно, прежде всего, текст. Не содержание, а общее такое впечатление - чем пахнет этот текст? Я надеюсь, что стили все-таки разные. Вообще, не люблю понятие стиль. Думать о стиле - это дело восьмое. Стиль книги - главное. Оформление же не обязательно должно быть в лоб, может быть какой-то ассоциативный ряд. Он может быть по контрасту. Может подчеркивать текст, а может смазывать его. Некоторые тексты просто нужно смягчать… Есть такие тексты - кирпич, знаете такое выражение? Но это я не про детские, в детских как раз важен-таки сюжет. Процесс оформления детской книги, особенно детского творчества, ближе к сотворчеству, содружеству. Картинки в детских книгах очень значимы, особенно для совсем маленьких. По месту - одна вторая текста, одна вторая картинки, и по воздействию - некоторые книги всю жизнь помнишь по картинкам…

- А вы покупаете современные детские книги, чтобы сравнить, поучиться?

- Большая беда - я не хожу в книжные магазины.

- А что так?

- Соблазн. Хочется унести много книг. А денег нет. Обратная сторона аскетизма.

- А вы вообще любите книги с картинками?

- Если бы я сам писал книги, я бы никогда не давал их оформлять. Как Габриэль Маркес не дает свои книги экранизировать. Понимаю его. И сам не люблю иллюстрировать взрослые тексты. А рисовать детские - как писать совместно. Писатель делает первый шаг, а художник стремится, чтобы сделать вещь единой. Они могут спорить, ругаться, но все должно быть связано.

- Как вы относитесь к книгам с картинками из мультфильмов Уолта Диснея?

- Дисней был гением. Но, как там: «Хочешь уничтожить идею - сделай ее массовой»? Так и с Диснеем - его слишком размножили, его слишком много.

- Но все же есть книга, которую вам хотелось бы оформить?

- Не оформить - создать аналоговый ряд. «Сто лет одиночества» Маркеса, «Чевенгур» Платонова, хотя я его делал, но только обложку, по Пелевину мы даже фильм хотели делать... Липскерова прочитал, «Последний сон разума», очень понравилось.

Чукча - не художник,

чукча - иллюстратор

С детства обожаю рисовать. Любимая семейная байка: как маленькая девочка разрисовывала углем печку - бабушка только побелит, внучка тут как тут… На моем счету две книжки, работа над которыми - как приключение…

Первая юношеская - администрация нашей гимназии решила выпустить книжку с литературными опусами учеников. Меня и еще одну ученицу пригласили как оформителей. Мы с ней невероятно разные, но когда увидели работы уже в публикации, вдруг оказались одинаковыми - абстрактно-подростковыми, черно-белыми: руки, луна, развевающиеся занавески… В общем, сплошная романтика.

Вторая работа - сборник стихов бамовского поэта Тамары Шульги. Есть поэтессы, а есть поэты. Мысль не моя, но очень нравится. Шульга - мой любимый поэт. Я слышу каждую ее строку, обожаю. Познакомились мы классически: она - редактор газеты «БАМ», в которую после первого курса отделения журналистики я приехала на практику. Ей понравились мои работы. «Я собираюсь выпускать сборник, может быть, вы нарисуете и мне что-нибудь…» О, это было почти посвящением в масоны! За два дня я нарисовала кучу плотных картонных квадратиков с тушью. Отнесла, ждала, забыла. Книжка вышла через пять лет. Невероятно, но в ней действительно были мои рисунки! Нет, непосвященным в масоны не понять, как это - смертной девчонке оформить своего кумира!.. Держу книгу всегда под рукой - на столе, в столе: вдруг попаду в параллельное измерение, будет за что держаться. Однажды потеряла, чуть с ума не сошла, оказалось, завалилась за стол. Уф! Думаю, и у вас есть такие же любимые книги.

Марина СОЛОМОНОВА.

Тимур, с тобой мы на одной волне

Вне контекста, к сожалению,

не бывает ничего!

Абсолютно ничего,

кроме Бога одного.

Это строчки из вышедшего недавно стихотворного сборника поэта Тимура Кибирова. Признаться, большинство стихов - нелегкое чтение для меня. Чтобы стать внутренней потребностью, культура стихотворного чтения должна воспитываться с детства. Этот момент был в моем воспитании упущен. Нет, конечно, в детстве с удовольствием читала ту же Ахматову, Цветаеву, но это обязательное чтение любой девушки-подростка - обязательное не в смысле школьной программы, а в смысле формирования эмоционального опыта. Остается любимым совсем необязательный Маяковский, задержались в памяти сильным впечатлением Вознесенский, Евтушенко, Заболоцкий. В общем, в голове полная солянка типа советских стихотворных сборников «Русская и советская поэзия». Сборники замечательные именно в своей сборности. На этом мой интерес к родной поэзии погас.

Но благодаря поэту Тимуру Кибирову я вновь заинтересовалась поэзией. Чем он зацепил? Кибиров резко отличается от большинства современных поэтов, которые, подозреваю, больны боязнью писать просто, без прикрас. Убеждение, что поэт должен выражаться исключительно «высоким штилем», превращает таких творцов в «вещь в себе» - понять, о чем он пишет, может только сам автор. Человек удовлетворяет собственную потребность в рифмоплетстве, но, простите, при чем здесь читатель?

Свобода от условностей и стереотипов, вольность в обращении с рифмой, откровенная цитатность, оборачивающаяся интеллектуальной игрой с читателем (угадай, откуда эта строчка), смелость образов, иногда на грани фола - все это вызывает ощущение полета. Чтение кибировских строк подобно катанию на американских горках - аж дух захватывает от слишком резкого перехода от байроновского романтизма к обыденному реализму:

Для отрока, в ночи

крапающего вирши,

Мир бесконечно стар

и безнадежно сер.

И правды нет нигде -

ни на земле, ни выше,

И класс 9-й «А»

тому живой пример.

У кого другого такие перепады звучали бы диссонансом, а у Кибирова образуется новая гармония. Шиферная крыша органично сочетается с забытым на скамейке томиком Эжена де Кюсти, сонные куры с фавном, «дева белого плеса» с ефрейтором.

Несмотря на то, что Кибирову уже пятьдесят, он поэт моего поколения - молодых, практичных, образованных, в меру романтичных, без надрыва в душе и с относительно устойчивой психикой (потому как абсолютно устойчивой психики не бывает даже у психотерапевтов). Поколения, которое не жалуется на маленькую зарплату, потому что быть бедным стыдно, поколения, привыкшего добиваться своего, поколения, не склонного обсуждать коллег и начальство (зачем зря сотрясать воздух), поколения, для которого не существует кумиров, поколения, которое доверяет только собственным ощущениям и впечатлениям.

При всей своей актуальности Кибиров умудряется быть вне времени и пространства, приподняться над современностью.

Способность вечное сделать обыденным, а в повседневности разглядеть вечное, тонкая ирония, улыбка «в усы», поверьте, привлекают куда больше громких фраз и обличительного пафоса.

А. Селезнева.

То ли сказка, то ли жизнь сама

Однажды жили-были Сережа и Лена. Они очень любили друг друга и были счастливы. Но часто ссорились, дрались, бывало, отчаянно! Один раз Сережа Лене даже ногу сломал, а Лена ему синяк поставила. Синяк-то быстро прошел, а нога долго не заживала... Поэтому все это время Сережа Лену на руках носил. Уставал, конечно, но не ронял любимую свою, родную, ненаглядную...

Что это за история такая, спросите вы. Похоже на сказку. И на жизнь похоже тоже. А писатель Сергей Седов других и не сочиняет. У него никогда не поймёшь, где кончается правда и когда начинается выдумка. В новой книге, которая так и называется «Сказки Сергея Седова», каждая история - маленькое чудо, вдруг заставляющее читателя открыть… самого себя.

Вообще-то книга написана для детей. Но, как всякая хорошая детская книга, она будет интересна и взрослым, которые в абсурдистских, веселых историях обязательно найдут что-то своё. Что уж греха таить, мы порой редко бываем искренними, закрываемся со своими проблемами даже от друзей, иногда кажется: голова вот-вот лопнет от накопившихся отрицательных эмоций. А что, если плюнуть на всё, и пусть голова превращается в легкий воздушный шарик, который взлетит под самое солнце? В сказках Седова, между прочим, есть рецепт, как это сделать.

Другим автором этой книги можно смело назвать лауреата многих международных премий художника Леонида Тишкова, придумавшего и нарисовавшего за свою жизнь огромное количество невероятных мифологических существ - к примеру, Даблоидов, Водолазов, Стомаков, Живущих в Хоботе. У него есть собственные альбомы и книжки, которые на прилавках не залеживаются. Собравшись вдвоем с Сергеем Седовым, они придумали очень даже замечательную книгу.

Когда-то Сергей Седов, окончив пединститут, полгода проработал учителем в школе - больше не смог: очень ему скучно, наверное, было в суровом педколлективе. И он решил, что будет воспитывать детей по-другому. Однажды сел и написал историю про мальчика Лёшу, который умел превращаться во все-все-все, что хотел! Сам Седов при этом превратился в настоящего детского писателя. А ещё он сочинил сказку про дурака Володю, который превратился в мультфильм. Эта картина получила множество премий на кинофестивалях анимационного кино. Может быть, вы его даже видели. А теперь у вас есть возможность прочитать и книгу Сергея Седова.

Николай Семченко.

Сюжет от читателя

Пора подвести итоги мартовского конкурса «Книжный переплет» на самый лучший вопрос писателю Максу Фраю. Многие из наших читателей, пользуясь случаем, задали Фраю не один и не два вопроса, проявив себя истинными знатоками его творчества.

На наш субъективный взгляд, один из самых интересных вопросов был задан неким Анимусом: «Вы добились независимости, известности и свободы самовыражения! Но мне интересно, какой ценой досталась эта победа?».

Однако Макс Фрай посчитал иначе. Победителем конкурса становится хабаровчанин Андрей Симаченко. Его вопрос звучал так: «В какое время лучше всего пытаться попасть в Ехо: днём, ночью в полнолуние, после жертвоприношения или в какой-либо другой момент?». Вот что дословно написал сэр Макс: «Приз достается Андрею с формулировкой: «Не за вопросы, но за идею жертвоприношений с целью попасть в Ехо». Он меня очень впечатлил». Андрей получает новую книгу Макса Фрая «Хроники Ехо-2» с автографом автора.

В интервью Фрай сказал, что идея жертвоприношений - отличный сюжет для нового романа. В одном из ближайших номеров «Тихоокеанской звезды» будет опубликовано интервью Макса Фрая. Интервьюеры - наши читатели.

Ну, а в «Книжном переплете» новый конкурс - на знание мировой детской литературы. Догадайтесь, откуда этот отрывок? Подсказок никаких, за исключением одной: эта книга известна всем - и детям, и взрослым.

«В одном нет сомнения - Белый Котенок был здесь ни при чем - все это было полностью на совести Черного Котенка. Раз уж Белого Котенка в течение последней четверти часа облизывала мамаша (и, кстати, делала это на совесть), то сами понимаете, что он не мог быть замешан в этом происшествии.

Дина умывала своих котят так: сначала она брала беднягу за ухо одной лапой, а затем другой лапой терла ему мордочку против шерсти, начиная с носа, и как раз сейчас, как я уже сказал, она трудилась над белым котенком, который лежал замерев и пытался мурлыкать - без всякого сомнения чувствуя, что все это делается для его же пользы».

Узнали? Ваши догадки присылайте до 20 мая по адресу: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 31, редакция газеты «Тихоокеанская звезда» (с пометкой «Книжный конкурс»). Можно воспользоваться электронной почтой: guseva@toz.khv.ru или Reader@toz.khv.ru.

Огненные страницы войны

В Дальневосточной государственной научной библиотеке состоялась презентация книжной выставки, посвященной 60-летию Победы.

У выставки красноречивое название - «Нам 41-й не забыть, нам 45-й справить!» На ней представлено более 500 изданий военной тематики - художественных, документальных, сборников прозы и стихов. Сами по себе эти книги о войне уже представляют сегодня историческую ценность - такой литературы выходит все меньше и меньше. Те, кто посмотрит выставку, убедится в том, что они интересны и полезны широким кругам читателей.

Книги, представленные на выставочных стендах, отражают основные этапы войны - от ее начала до Победы. Тематические разделы посвящены Ленинграду и Сталинграду, Курской битве, работе тыла, партизанам, женщинам и детям войны. Из фонда редкой и ценной книги извлечены книжные памятники, которые были изданы в те трудные годы.

Эти скромные издания вызывают большой интерес, некоторые из них уникальны. Небезынтересным для хабаровчан будет и такой раздел выставки, как «Хабаровский край в период войны».

На презентацию выставки были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и читатели.

А. ГРИГОРЬЕВ.

Много-много долларов поэту

Как сообщил ИТАР-ТАСС, в России учреждена новая национальная премия - «Поэт». Об этом на пресс-конференции в столице сообщил руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. По его словам, «сейчас в стране нет общенациональной премии, отмечающей поэтов, и поэтому эта награда очень важна».

Швыдкой также отметил, что «награждаться премией будут авторы, внесшие особый вклад в развитие отечественной поэзии». А член жюри Андрей Немзер уточнил: «премии будут удостаиваться те поэты, чье творчество наиболее созвучно духу общества».

Лауреату решено вручать диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение - 50 тысяч долларов. Эта награда будет присуждаться ежегодно одному из лучших, по мнению жюри, поэтов России. Учредителем новой награды выступило Общество поощрения русской поэзии.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов