Тайны древних петроглифов

30.03.12 9:10 | О разном
Тайны древних петроглифов
Шереметьевские петроглифы - послание древних всем нам

Читатели, интересующиеся  древнегреческой мифологией, конечно, знают, кто такой Харон. Он перевозил в своей ладье умерших по водам подземных рек до врат Аида. Но вот что интересно: неподалеку от села Шереметьево найдены древние изображения лодок с сидящими в них людьми. Возможно, как считают некоторые исследователи, они едут в свой Аид.

Харону за его услугу полагалось платить один обол. Древние аборигены, жившие на берегах рек, не знали денег. Наверное, заплатить могли рыбой. Но как раз рисунков рыб они почему-то не оставили. Зато оставили много загадок.
Рисунки древних людей застыли  на скальных выступах в 140 км от места слияния с Амуром, по правому берегу р. Уссури.  

Петроглифы на Уссури у села Шереметьево были первыми наскальными изображениями, описанными исследователями Приамурского края. Еще в 1859 году Р.К. Маак во время путешествия по Уссури,

«…видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими от него по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними природными жителями, которых мне приходилось расспрашивать, но, судя по нынешнему состоянию изображений, можно отнести их к временам весьма отдаленным, потому что хотя они и высечены в твердой горной породе, однако же от атмосферного влияния стали неясны, а некоторые фигуры так изгладились, что трудно даже заметить их».

Разнообразие и многосюжетность древних рисунков на р. Уссури является характерной чертой нижнеамурских петроглифов. Основное место, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения - «личины». Их формы разнообразны: овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные.

В отдельную группу можно выделить череповидные личины, которые присутствуют во втором и третьем пунктах петроглифов.  В двух пунктах как раз и есть стилизованные изображения лодок с сидящими в них людьми.  К фаунистическим рисункам относятся изображения лося, оленя в «рентгеновском» стиле, тигра, кабана, лошади, птиц и змей.

В сюжетных мотивах петроглифов у  Шереметьево особенно выделяются рисунки змей и водоплавающих птиц. Один из них - довольно крупное изображение лебедя с крестообразным пересечением туловища. Крест у многих народов издавна ассоциировался с огромной вселенной, а четыре конца символизировали четыре стороны света. Сами водоплавающие птицы играли важную роль в сотворении мира и земной поверхности, а в старых нанайских мифах были вместилищем душ умерших людей и шаманов.

Все рисунки на р. Уссури у Шереметьево выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов.  Существует и некоторая загадка в образах шереметьевских и других нижнеамурских петроглифов. При широком «ассортименте» их сюжетов среди петроглифов нет ни одного изображения рыб. Хотя рыбный промысел у амурского населения был распространен с древнейших пор.

Когда спустя несколько десятилетий археологи вернулись к исследованиям петроглифов, то расстроились. В первом пункте петроглифов, который расположен ближе к селу, из изображений, описанных Окладниковым в 1958 году, на сегодняшний день сохранилось только одно - схематический рисунок лошади.

В пункте третьем в результате обрушения части скального массива утрачено несколько рисунков малых форм, а поверх некоторых изображений нанесены современные надписи масляной краской. Характерная особенность скальных базальтовых массивов с древними рисунками на р. Уссури - их интенсивное покрытие лишайниками. Они, увы, разрушают камни, препятствуют обзору и выявлению границ наскальных изображений.

О шереметьевских писаницах можно говорить долго, и они могут стать предметом научной статьи - с подробными описаниями, анализом, заключениями. Навряд ли это заинтересует широкого читателя. Но нельзя не упомянуть о двух выразительных личинах, которые представляют особенный интерес. Они были  выявлены в 2009 году во время проведения совместных научно-исследовательских работ, организованных Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края и известными в области изучения петроглифов учеными-археологами из Москвы и Санкт-Петербурга Е.Г. Дэвлет и Е.Ю. Гиря.

Изображения двух личин можно трактовать, как единую композицию, так как они расположены вплотную друг к другу, на одной южной грани каменной ниши. Личины одинаковы по размерам, технике исполнения, но имеют существенные различия в передаче семантического образа. Создается впечатление, что изображены рядом мужское и женское лица.
Личина, расположенная слева, - овальной формы, выбита широким желобком. По всем сторонам (кроме правой, где она вплотную соприкасается с другой личиной) внешнего контура личина сплошь окружена длинными поперечными линиями, образующими своеобразный ореол. В верхней части лица, на лбу, выбиты три недлинные наклонные полосы, некоторое подобие свисающей челки. В центре располагается еще один контур в виде двух вертикальных волнообразных линий, напоминающих расширенную цифру 8. Внутри этого контура находятся большие круглые глаза с широкими зрачками. Под ними - небольшой нос в виде треугольника, а ниже показан узкий горизонтальный овал рта. Слева и справа, немного выше линии рта, рельефно выступают раздутые щеки.

Правая личина в верхней части сердцевидной, а нижней - овальной формы, выбита широким желобком. В левой части соприкасается с личиной, описанной выше, и имеет с ней в этом месте одну единую полосу внешнего контура. В верхней части лица, на лбу, расположены одна под другой три дугообразных полосы, повторяющие верхнюю часть сердцевидного внешнего контура. Глаза большие, округлые, со зрачками-ямочками по центру. Длинный нос чуть скошен в левую сторону, что создает впечатление полуоборота лица в сторону соседнего изображения. Ниже видна широкая линия рта с сомкнутыми губами.

Когда внимательно смотришь на эту композицию,  понимаешь: перед тобой два противоположных по характеру лица, одно улыбчивое и радостное, второе - серьезное, даже злое. Уже в далекой древности самобытный художник на Шереметьевских скалах попытался передать различное настроение своих персонажей. Что хотел он выразить в этом сюжете, навеки застывшем в камне? Пока это  неразгаданная тайна...

А. ЛАСКИН, заведующий сектором археологии Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края.

Из истории исследований

В 1860 году географ К.Ф. Будогоский поместил в газете «Амур», издававшейся в те годы в Иркутске, свои заметки о не совсем понятных ему изображениях на скалах по правому берегу  Уссури. Более детальное расположение и описание древних наскальных изображений у Шереметьево сделал подполковник Генерального штаба Н. Альфтан.
В 1959, 1968 и 1970 годах изучение шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П. Окладникова. Были калькированы почти все доступные изображения и проведена археологическая разведка местности.

Фото по теме

В этой «картине» есть загадка


Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

17.08.2018 14:49
Сделки с недвижимостью в Росреестре теперь регистрируют по-новому

17.08.2018 13:02
Для предупреждения угрозы чрезвычайной ситуации в Хабаровске закрывается движение на участке улицы Воронежской

17.08.2018 12:56
Пригородные поезда станут безопаснее

17.08.2018 12:55
Активисты российского движения школьников ознакомились с работой Дальневосточной детской железной дороги

17.08.2018 11:07
Выращиванием сои займутся в Бикине



17.08.2018 00:00
Государственная инспекция труда в Хабаровском крае объявляет открытый конкурс

17.08.2018 00:00
С О О Б Щ Е Н И Е о проведении внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Дальстроймеханизация»


Вы следите за курсом валют?




 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика