Чем больше нефти, тем она… дороже

08.11.2013 | Что происходит | 7м. 1 c. | 195
Чем больше нефти, тем она… дороже
До ближайшего населенного пункта - 120 км

Реакция большинства публики, прочитавшей очередной репортаж о том, как и зачем развивается и работает нефтянка в России, почти всегда одна. Она, как правило, выражается в вопросе: «Ну хорошо, вот они там развиваются, но когда у нас бензин подешевеет?». Поэтому специально для большинства отвечу: «Никогда». Попробую обосновать это мое сугубо личное мнение.

Почему нефтяники хорошие

Кому не интересно ничего, кроме дешевого бензина, а лучше, конечно, бесплатного - дальше могут не читать. А могут, например, поехать устроить митинг против роста цен на бензин, заправившись бензином на деньги из зарплаты или пенсии. Которая абсолютно у каждого из нас частично состоит из денег, отстегиваемых государству нефтяниками в виде налогов, акцизов, экспортных пошлин. У кого чуть не наполовину состоит, как у всех бюджетников, от пенсионеров и учителей до министров по развитию Дальнего Востока, а кого и поменьше.

Как, например, у зубного частнопрактикующего врача, к которому бюджетник нет-нет да и зайдет - оставить больной зуб и часть нефтяных доходов страны. И интуиция подсказывает, что предложи государство каждому из нас честную сделку: мы вам делаем бензин бесплатным, но зарплату и пенсию срезаем на 10-50 процентов, - откажемся.

Впрочем, это все лирика. А физика такова, что спрос на энергоносители стабильно растет все последние годы во всем мире (с небольшим кризисным перерывом 2008-2009 года). Особенно в Азии - Китае, Корее, Японии, где со своим сырьем напряженка. И только глупый человек не постарается на этом максимально заработать. А у руля нашей большой нефтегазоносной страны стоят далеко не глупые люди. По крайней мере, как показали последние 10 лет, они гораздо информированней «аналитиков», которые ежегодно утверждают, что нефть в стране вот-вот кончится - понастроим труб до всех границ, а закачивать туда будет нечего. Годы идут, трубы тянутся и заполняются, а нефть, несмотря на все апокалиптические прогнозы, все никак не кончается и не собирается этого делать.

Ничего волшебного

Это особенно четко видно на примере нефтепровода ВСТО, идущего через Хабаровский край.

У нас о нем принято говорить в последние год-два исключительно с точки зрения строительства отводов от него к Комсомольскому и Хабаровскому НПЗ. Мол, это даст возможность сэкономить на железнодорожных перевозках нефти и случится нам, наконец, долгожданный дешевый бензин. Нет, ничего волшебного не случится. Хотя бы потому, что доля транспортной составляющей в цене литра нашего бензина всего рублей пять, а тариф на транспортировку по «трубе» если и ниже железнодорожного, то от силы процентов на 30. То есть экономия составит примерно 1 рубль 50 копеек. Тогда что это дает, зачем это нужно?

Будет более стабильной работа нефтезаводов, без риска остановиться совсем из-за проблем с железнодорожными перевозками. Будет высвобождение пропускной способности железной дороги для наращивания экспорта сырья, которое по трубе не перекачаешь, - угля и зерна и всего остального, что пользуется спросом на мировом рынке.

Экспорт, экспорт и еще раз экспорт: вот три первоочередные задачи, которые стоят сейчас перед страной в целом и Дальним Востоком в частности. Такое впечатление складывается в последние месяцы после знакомства с очередными планами развития Востока России. Наверно, это правильно. Потому что перспективы развития собственных высоких технологий - это прекрасно, но чтобы развивать их, государству нужны большие деньги. А их можно взять в нынешних условиях только от большого экспорта. А стабильно экспортировать Россия может, по большому счету, пока только сырье. Это наглядно показал, например, провалившийся эксперимент с развитием на Дальнем Востоке лесопереработки…

Однако увязать наращивание экспорта сырья с развитием собственной промышленности непросто. Именно поэтому вопрос о строительстве отводов от экспортной «трубы» на наши нефтезаводы, да и к проектируемому «Роснефтью» новому гигантскому НПЗ в Находке вызывает между нефтедобытчиками, нефтетранспортировщиками и нефтепереработчиками разногласия.

Тем более, что в момент, когда принималось решение о строительстве ВСТО, а это было уже почти 10 лет назад, потребности наших нефтезаводов, исчисляемые в миллионы тонн нефти ежегодно, в план окупаемости «трубы» не были заложены. И поэтому главным вопросом в строительстве отводов все последнее время был такой: а как «затолкать» в ВСТО нефть для хабаровских НПЗ? И за чей счет? Кто оплатит увеличение мощностей ВСТО, которые бы позволили и экспорт, особенно оговоренный жесткими контрактами с китайскими товарищами, наращивать, и отечественные заводы снабжать? Ведь протянуть отводы от магистральной трубы к Хабаровску и Комсомольску-на-Амуре, которые «Альянс» и «Роснефть» готовы были оплачивать за свой счет без вопросов, - это даже не полдела и даже не десятая часть.

Главное дело, стоящее десятки миллиардов рублей, - построить дополнительные, не предусмотренные планами, нефтеперекачивающие станции по всей многотысячекилометровой длине ВСТО. Дополнительная нефть-то по трубе сама не бежит - ее «толкать» дополнительно надо…
И если компромисс между «Транснефтью» и владельцем Хабаровского НПЗ НК «Альянс» был найден довольно быстро, то с «Роснефтью», владеющей НПЗ в Комсомольске-на-Амуре, транспортировщики не могут до конца договориться по сей день. В начале года вроде бы была достигнута договоренность, упрощенно выглядевшая так: госкомпания «Транснефть» строит НПС за свой счет, а госкомпания «Роснефть» компенсирует потом транспортировщикам затраты за счет специально оговоренного (читай - повышенного) тарифа на перекачку.

Однако к осени в правительстве РФ родилась идея о «заморозке» тарифов естественных монополий, в число которых входит и «Транснефть», и все сорвалось.

Но, при всей напряженности этих переговоров двух уважаемых госкомпаний, складывается впечатление, что наш бензин в нынешней ситуации для государства и его нефтедобывающей отрасли в целом - дело вторичное, отвлекающее от главной задачи - экспорта.

И это впечатление усиливается после разговоров с людьми, работающими на новых месторождениях Иркутской области и Якутии, откуда нефть и начинает свой путь по ВСТО на Дальний Восток. Там ни о каких хабаровских заводах никто и думать не думает. А думают совсем о другом.
Кстати, 10 лет назад многие аналитики говорили о нефтяных месторождениях Восточной Сибири, как о несуществующих и не способных заполнить ВСТО. А они очень даже существуют…

Где рентабельность?

О том, что нефть на границе Иркутской области и Якутии есть, причем в немалых объемах (хоть и более сложных для добычи, чем в Западной Сибири), было достоверно известно еще с 70-х годов. Еще в 80-х советская власть начала готовиться к освоению этих месторождений. В частности, в селе Верхне-Марково на севере Иркутской области еще тогда начинали строить гигантский аэропорт для нефтяников. Так и не достроили, конечно… Сейчас, когда до нефти Восточной Сибири снова дошли руки, восстанавливать его не стали, а предпочли построить новый - прямо на месторождении Талакан, на юге Якутии. И видели бы вы этот аэропорт...

Нет, конечно, и в нашем крае есть на что посмотреть из числа современных красивых проектов. Но когда видишь аэропорт «Талакан», сразу понимаешь, что такое настоящий масштаб и размах, и где настоящие деньги и рентабельность. Этот современный, красивый аэропорт, где есть все, что положено, от «Боингов» на взлетной полосе до буфета (правда, неработающего) - первый в России, построенный с нуля без всякого участия государства, только за деньги «Сургутнефтегаза». Стоит «Талакан» посреди тайги. До ближайшего населенного пункта - 120 километров. Построили его исключительно, чтобы возить вахтовиков-нефтяников, в основном из Тюмени (при этом пользуются аэропортом, конечно, не только «Сургутнефтегаз», но и другие компании, работающие в окрестностях). До вахтовых городков по добывающим площадкам и нефтеперекачивающим станциям людей развозят по отличным ровным, местами даже асфальтированным дорогам. Сами городки, правда, обустроены стандартно, как у нас. Единственное отличие - котельные, работающие на сырой нефти. Уголь возить сюда накладно, а окрестным чахлым лесом замучаешься топить.

С этим вынужденным выбрасыванием денег в топку здесь часто сравнивают поставки нефти на внутренний рынок. Не хочется, а надо - государство заставляет. Отношение к оте­чественным нефтезаводам - снисходительное: ну да, они стараются модернизироваться, молодцы, но все равно, по сравнению с корейскими и американскими, - не то. Дескать, зря только жрут нефть.

Чем больше, тем дороже

Все разговоры здесь - только о том, как нарастить экспорт. Потому что, мол, чем больше нефти, тем она дороже. Это парадоксальное, казалось бы, изречение объясняется просто. Речь идет не о нефти вообще, а о сорте «ВСТО», который рождается на нефтеперекачивающей станции «Талакан» путем смешивания в резервуарах разного по составу «черного золота» с разных окрестных месторождений и уже отсюда идет на Дальний Восток.

Этот сорт малосернистый, лёгкий, он гораздо качественней нынешнего «маркерного» российского сорта «Юралс», в котором велика примесь сернистой и тяжелой уральской-поволжской нефти. Дешевизна и некоторая «несерьезность» «Юралса», а следовательно, и всей российской нефти на мировом рынке, давно не устраивает российских нефтяников и российское руководство. За последние годы предпринимались неоднократные попытки вывести на рынок другой российский нефтяной бренд, более качественный и дорогой, вплоть до попыток наладить поставки качественного сырья цистернами. И ни разу ничего не получилось - потому что нефти, чтобы стать маркерной и «заиграть» на рынке, должно быть очень много, а поставки ее должны быть бесперебойными.

С этой точки зрения у сорта «ВСТО» есть как раз все шансы стать таким качественным и дорогим «маркером», влияя на все нефтяное ценообразование в странах АТР. Но для того, чтобы шансы реализовались, нужно еще качать, качать и качать нефть сорта «ВСТО» по трубопроводу ВСТО на азиатский рынок через порт Козьмино в Приморье (конечный пункт трубы). И чем больше - тем лучше. И с этой точки зрения сторонников всемерного развития экспорта каждая капля нефти, отнятая из трубы в пользу наших нефтезаводов - досадное недоразумение. Нет, всем понятно, что отечественную нефтепереработку тоже надо развивать, но - все-таки досадно.

И вот когда все это узнаешь, начинаешь понимать: хорошо, что хоть по одному из наших НПЗ вопрос с отводом все-таки решили. Да и по второму, вероятнее всего, решат. А ведь могли бы, как говорится, и полоснуть... Нет, все-таки нельзя говорить, что у нас совсем не думают об отечественной промышленности и никаких ее проблем не решают. Все-таки думают и решают. Но, конечно, не до такой степени, чтобы и бензин стал дешевым, а лучше бесплатным, и зарплаты с пенсиями никому не урезались.

А вы, кстати, все-таки дочитали этот материал до конца? И вы все еще ждете, что бензин подешевеет? Нет, этого обещать не могу. Но могу предположить, что вот тот рубль пятьдесят в литре бензина, который сэкономится на железнодорожном тарифе после строительства отводов от ВСТО к нашим НПЗ, обязательно сыграет свою роль. Если не на снижение цены, то хотя бы на замедление ее роста. Когда-нибудь потом, когда гигантские затраты на строительство отводов «отобьются».

Впрочем, это предположение, как и весь материал, - моя личная точка зрения, не являющаяся ничьей официальной позицией.

Виктор Бирюков.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



15.12.2023 01:01
Красная икра в ястыках подешевела на 750 рублей, но в рознице цена всё та же
Красная икра - символ дальневосточного благополучия. Цены на этот деликатес в последнее время в центре внимания жителей региона. Тем более что руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Дальневосточном рыбопромысловом совете отметил, что лососевая путина в этом году не просто удачная, а вторая по объёму добычи за всё время наблюдений. И цена на красную икру в связи с возросшим предложением должна снизиться.
Однако реально цена на икру не снижается, а где-то даже немного поднялась. В чём причина, что влияет на формирование цены, корреспондент «Тихоокеанской звезды» разбиралась с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой.

01.12.2023 01:12
Новый закон запретит самовыгул собак в Хабаровском крае
На заседании комитета Законодательной Думы Хабаровского края депутаты поддержали ужесточение требований к содержанию и выгулу домашних животных.