Кто кого «не пущает» на пункты пропуска

17.04.2013 | Что происходит | 6м. 5 c. | 256
Кто кого «не пущает» на пункты пропуска
Виктор Елютин: «Шаг за шагом мы приближаемся к цели, а цель у нас у всех одна - повысить эффективность функционирования пунктов пропуска»

Когда закончатся скандалы и неразбериха на пограничных переходах в Китай? И кто конкретно должен навести там порядок? Об этом шел разговор на «круглом столе», созванном по инициативе руководства Дальневосточного тер­управления Росграницы.

Теория и практика

Теоретически, порядок должно навести государство, в том числе в лице Федерального агентства по обустройству госграницы (Рос­границы). Его создали четыре с лишним года назад, когда в Москве был взят курс на «национализацию» пунктов пропуска через государственную границу, которые, так уж исторически сложилось с 1992 года, у нас государству не принадлежали. И не принадлежат до сих пор. Потому что национализация идет крайне медленно - выкупить сразу всю «переходную» инфраструктуру у государства не хватает средств, а не забрать все бесплатно - хватает совести. Так что собственниками пунктов пропуска через границу на Дальнем Востоке по-прежнему являются различные хозяйствующие субъекты.

И от того, что многие «субъекты» аффилированы с государством - тому же государству в лице хоть Росграницы, хоть таможни, хоть пограничников, не намного легче. Им, государственным органам, непросто даже добиться взаимодействия друг с другом - потому что у каждого из них свои задачи, нормативы и инструкции. И при этом - никто из них не является на пунктах пропуска самым главным.

А самое удивительное, что при всем многообразии госструктур, стоящих на страже наших рубежей, их еще и не хватает для некоторых категорий граждан! Например, для пьяных водителей. Проверка человека за рулем на трезвость в компетенцию пограничников не входит, как и таможенников. А ГИБДД на пунктах пропуска нет. И водители, как будто почуяв эту лазейку, все чаще стали въезжать из Китая на родину вусмерть нетрезвые…

- Я сам недавно был свидетелем на погранпереходе в Приморье: мне буквально под ноги из-за руля американской фуры вывалился водитель, - подтвердил руководитель ДВТУ Росграницы Виктор Елютин. - И встать не может. Я думал, плохо человеку стало, подошел - а от него перегаром так несет, что дышать невозможно…

Кто же конкретно управляет погранпереходами и несет ответственность за все, что там происходит? Получается, что все и… никто.

Проект закона, который должен увязать многие «приграничные» вопросы, лежит в Госдуме уже третий год. Из-за отсутствия правовой основы единые государственные администрации пунктов пропуска в данный момент действуют, в основном, только на бумаге.
А координационные советы, созданные при каждом пункте пропуска четыре года назад (в них, помимо представителей госорганов, имеющих отношение к границе, входят «делегаты» от исполнительной власти регионов, капитаны портов и т.д.) именно для того, чтобы навести там порядок, улучшили ситуацию лишь отчасти, а полностью решить все проблемы оказались не в состоянии. И именно из-за межведомственных барьеров.

Утверждение на совете любого документа, необходимого для малейшего изменения режима работы пункта пропуска (не говоря уже о его, например, расширении), зачастую превращается в пытку. Потому что проголосовать «за» все участники совета должны единогласно. Как в другом совете - Совете Безопасности ООН. А этого добиться очень сложно еще и потому, что представители многих федеральных ведомств не вправе одобрить какие-либо изменения, не списавшись с Москвой. И такая переписка может длиться годами - даже по самому ничтожному вопросу.
Взять речной пункт пропуска «Хабаровск-пассажирский», где три-четыре раза каждую навигацию поднимается такая волна, что суда, на которых хабаровчане возвращаются из Китая, часами не могут причалить к дебаркадеру. Казалось бы, чего проще - отведи суда в тихий затон РЭБ флота и высади людей там. Но как это сделать? Не положено! В прошлом году китайский теплоход с туристами зашел в затон, несколько часов в нем простоял, но высадить измученных людей на берег там так и не получилось. Потому что затон не обозначен ни в каких документах как участок пункта пропуска «Хабаровск-пассажирский», и в нем по закону не могут работать ни пограничники, ни таможня. А впускать людей на родину без контроля и досмотра родной закон тоже не дозволяет.

- Сколько раз говорили, что надо с этим что-то делать, а все так и осталось на словах, - говорит начальник службы государственного портового контроля ФБУ «Администрация Амурского бассейна водных путей» Владимир Федь. - А уже середина апреля, через две-три недели начнется новая навигация... А в нашей многострадальной Покровке, например, такая проблема - там здания в ведении Росгранстроя, а причал - «Хабводтранса». И Росгранстрой категорически отказывается оформлять постоянные пропуска сотрудникам «Хабводтранса», каждый день оформляются разовые. В прошлом году на координационном совете вопрос этот поднимали, все головой покивали, и... ничего не меняется.

По настроению

Отдельная тема - взаимодействие государственных органов, координационных советов и бизнесменов-собственников пунктов пропусков. Дело в том, что собственники даже в координационные советы не входят и права голоса в них не имеют. Они имеют право только выполнять решения советов, а также каждой из госструктур.

Гендиректор ООО «Речной пункт пропуска Нижнеленинское» (ЕАО) Андрей Иванченко поделился воспоминаниями о том, как покупал в Хабаровске кабинки паспортного контроля для пограничников:

- Попросили нас когда-то поставить кабинки паспортного контроля. Мы поставили. Какие просили, такие и поставили. Летом оказалось, что в них очень жарко. Пограничники говорят - создайте условия нашим людям, а то работать невозможно. Вентиляцию там никак наладить не получилось, и приобрели мы в Хабаровске другие кабинки. Они раньше в аэропорту здесь стояли, а потом после реконструкции их на реализацию выставили. Красивые такие кабинки, удобные, без верха, кругом стекло, обзор хороший. И вот скоро снова лето, а они стоят на складе по сей день. Потому что их установку никак не могут согласовать. Снова, говорят, какие-то не такие они. Так вы скажите точно - какие надо! Проект дайте, в конце концов…

Расплывчатость формулировок многочисленных нормативных актов, регулирующих «приграничную» деятельность, приводит к тому, что даже в одном субъекте федерации на двух соседних пунктах пропуска могут быть установлены разные порядки и правила, а разные должностные лица могут трактовать одну и ту же ситуацию по разному - в зависимости от настроения. Многие при этом предпочитают занимать простейшую позицию - «не пущать», если есть возможность не пустить.

- Мы, хоть и работаем в пункте пропуска, но даже участниками внешнеэкономической деятельности не являемся, ничего за границу не отправляем, мы просто перегружаем с наземного транспорта на морской, - рассказал о наболевшем Виктор Гаврилов, замгендиректора «Восточной стивидорной компании». - Вокруг нас и пограничники, и таможня, и кого только нет - и у всех разные режимы, инструкции, не стыкующиеся друг с другом. До смешного доходит! Сломалось у нас импортное оборудование, выслал к нам поставщик специалиста из Англии чинить его, так пограничники не пустили! Иностранцам вообще невозможно происходящее в наших пунктах пропуска объяснить. Стыдно… Да что там иностранец - недавно порвало у нас систему, вода хлещет, а мы технику для устранения аварии притащить не можем. Не пускают! Говорят: «Мы имеем право рассматривать вопрос 10 дней, вот и будем его 10 дней рассматривать».

Как приблизиться к цели?

Понятно, что ситуация, сложившаяся на многих пунктах пропуска, приводит к скандалам, доходящим местами чуть не до рукопашной, к потере грузопотока и, в конце концов, налогов в бюджет. Но непонятно - что с этим делать?

По словам Виктора Елютина, говорить о том, что в «приграничном урегулировании» удалось за последние годы добиться каких-то высоких результатов, не приходится - ситуация на погранпереходах по-прежнему нестабильная, единого взгляда на нормативную базу у представителей разных госструктур по-прежнему нет, как нет, по сути, и единой нормативной базы. Тем не менее, по его мнению, нельзя не замечать и положительных сдвигов: «шаг за шагом мы приближаемся к цели, а цель у нас у всех одна - повысить эффективность функционирования пунктов пропуска».

Возможно, еще быстрее приблизиться к цели позволит эксперимент, который ДВТУ Росграницы предлагает провести на Дальнем Востоке в течение года, начиная с 1 июля. Суть его в том, чтобы забрать у координационных советов пунктов пропусков отдельные полномочия и «поднять» их на уровень своеобразной «тройки», в которую войдут руководители территориальных управлений Росграницы, погранвойск и таможни. Предполагается, что это позволит быстрее решать многие вопросы (например, такие, как утверждение паспорта пункта пропуска и порядка его работы), не увязая в многолетних дебатах на советах. Решение оставшихся у советов вопросов предлагается принимать не единогласно, а простым большинством.

- Но, конечно, чтобы все получилось, надо дать соответствующие полномочия региональным руководителям, чтобы им не приходилось каждый шаг согласовывать с Москвой, - пояснил Виктор Елютин. - Нами совместно с заинтересованными органами уже проведена определенная подготовительная работа, предложения в центральный аппарат нашего агентства по данному эксперименту уже направлены. Однозначно - он должен сопровождаться нормативным актом правительства РФ, который поможет выработать нам единые подходы. Мы надеемся, что проведение такого эксперимента позволит снять многие вопросы, а его результаты послужат для принятия соответствующих законов.

Большинство участников круглого стола инициированную Росграницей инновацию поддержали, пусть и с некоторыми оговорками. В частности, представитель погрануправления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО сказал, что в предложенном эксперименте здравое зерно, безусловно, есть. Но окончательное мнение по этому поводу может быть высказано только после согласования вопроса с руководством в Москве.

Виктор Бирюков.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



15.12.2023 01:01
Красная икра в ястыках подешевела на 750 рублей, но в рознице цена всё та же
Красная икра - символ дальневосточного благополучия. Цены на этот деликатес в последнее время в центре внимания жителей региона. Тем более что руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Дальневосточном рыбопромысловом совете отметил, что лососевая путина в этом году не просто удачная, а вторая по объёму добычи за всё время наблюдений. И цена на красную икру в связи с возросшим предложением должна снизиться.
Однако реально цена на икру не снижается, а где-то даже немного поднялась. В чём причина, что влияет на формирование цены, корреспондент «Тихоокеанской звезды» разбиралась с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой.

01.12.2023 01:12
Новый закон запретит самовыгул собак в Хабаровском крае
На заседании комитета Законодательной Думы Хабаровского края депутаты поддержали ужесточение требований к содержанию и выгулу домашних животных.