Муниципальный транспорт должен жить

05.08.2014 | Что происходит | 5м. 8 c. | 178
Муниципальный транспорт должен жить
Алексей Деменок: «Наше предприятие отвечает за то, чтобы транспортные услуги были доступны всем в равной степени»

Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 по итогам 2013 было признано лучшим среди предприятий страны, занимающихся городскими пассажирскими маршрутными перевозками. Своей победой в конкурсе «Лидер России» ХПАТП № 1 доказало, что может оказывать услуги на достойном уровне, были бы средства на развитие производства.

А производственная база у этого хабаровского предприятия сегодня самая крупная на Дальнем Востоке - это 280 автобусов, 1500 сотрудников, имеющих все социальные гарантии. Ежедневно на линию выходят 240 машин, которые обслуживают 42 городских и 17 пригородных маршрутов! Но предприятие уже который год работает себе в убыток. Только за 2013 год оно потеряло 138,7 млн. рублей. Несмотря на то, что ХПАТП № 1 является муниципальным предприятием, его доходы складываются только из выручки, полученной от продажи билетов по тарифу и реализации единого социального проездного билета.

- Как и коммерческие перевозчики, мы также работаем на рынке транспортных услуг. Как у любого предприятия, нашей основной целью является получение прибыли. Однако мы отвечаем за свою деятельность перед населением, находимся под контролем администрации города.

Следим, чтобы автобус ходил по расписанию, в салонах было чисто, поездка была комфортной. Все наши машины оборудованы системой ГЛОНАСС, которая позволяет наблюдать автобус в режиме реального времени, - говорит директор ХПАТП № 1 Алексей Деменок. - Кроме этого, чтобы оказывать качественные услуги в полном объеме, недостаточно просто иметь автобус и выпускать его на линию. Его еще нужно обслуживать, содержать, ремонтировать. А это целый технологический процесс. Для этого у нашего предприятия сохранена производственная ремонтная база.

Муниципальное предприятие отвечает и за то, чтобы транспортные услуги были доступны всем в равной степени. Поэтому убыточные маршруты, где небольшой пассажиропоток, обслуживает только ХПАТП № 1. А таких маршрутов насчитывается десятка полтора.
Что касается системы навигации ГЛОНАСС, то благодаря ей пассажир сегодня может легко узнать, где его автобус и через какое время он будет на нужной остановке. Расписание муниципального транспорта или интервал его движения указывается и на остановках. Также об этом можно узнать по телефону единой диспетчерской службы города или предприятия.

Тариф преткновения

Другой извечный вопрос, к которому неоднократно обращаются транспортники, - это предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров. Обычно в нем перевозчики видят источник всех своих бед. Когда вокруг растут цены на топливо, расходные материалы, запчасти, принимаются новые законы, предполагающие дополнительные затраты, тариф «сдерживается» государством. Только на страхование жизни и здоровья пассажиров ХПАТП № 1 тратит в год 8,5 млн. рублей! Многие затраты растут не по вине предприятия.

- Я противник того, чтобы повышать тариф, взваливая всё это на плечи населения. Эта социальная услуга должна быть доступна людям. Но и обстоятельства меняются так, что при сегодняшнем тарифе далеко не уедешь, - считает Алексей Деменок. - За последнее время почти во всех субъектах России был принят закон о транспортном обслуживании населения. По этому закону субъекты выделяют деньги муниципальным образованиям на регулирование тарифа. А те, в свою очередь, дают дотации своим предприятиям на возмещение разницы в тарифе или убытков.

А Хабаровск все это время шел по пути сокращения собственных затрат. Вот почему мы сегодня имеем автобусы в ветхом состоянии, низкую заработную плату у транспортников, огромную потребность кадров. Это не справедливо.

Действительно, сегодня на ХПАТП № 1 не хватает порядка 80 водителей и 100 кондукторов. И это не удивительно, учитывая среднюю зарплату на предприятии - всего 28 тысяч рублей. Кроме того, на такой тяжелый труд, в первую очередь из-за сменного режима работы, немногие соглашаются, и не каждый его выдерживает. Поэтому подобные неудобства должны компенсироваться оплатой, но пока этого нет.

Автобусный парк у «муниципалов» также оставляет желать лучшего. Закупить новые машины предприятие может только при помощи муниципалитета и государства. Конечно, хорошо, что с 2009 года по программам софинансирования, «Доступная среда» парк ХПАТ № 1 пополнился 50 НефАЗами, в том числе и 13 низкопольными автобусами для перевозки инвалидов. Вот только и здесь есть подвох: эксплуатация отечественных моделей обходится предприятию значительно дороже, нежели работа на автобусах южнокорейского производства. Только из-за этого затраты муниципального перевозчика уже выросли на 32 млн. рублей.

Другой выход из кризисной ситуации, в которой находится предприятие, - снижение налогов или появление преференций при налогообложении муниципальных транспортников, считает Алексей Алексеевич. За прошлый год ХПАТП № 1 перечислило во все бюджеты и фонды 218 млн. рублей. Так почему бы из этих денег и не оказать помощь предприятию? Тогда себестоимость перевозки снизится и тариф не нужно будет повышать.

По расчетам ХПАТП № 1 фактическая себестоимость при сегодняшних условиях работы составляет 20 рублей. Если же учитывать рентабельность предприятия, то и вовсе - 25-26 рублей. Безусловно, в таком случае необходимы субсидии из бюджета, народ столько за билет платить не должен.

- Прибыль нам нужна не для того, чтобы «раскидать» ее по карманам, а для того, чтобы модернизировать производство, обновлять подвижной состав, менять оборудование, повышать квалификацию наших работников, - объясняет директор ХПАТП № 1. - Сейчас же мы работаем на износ, не думая о будущем, потребляем наши ресурсы, а завтра предприятие просто остановится. Надо срочно менять отношение к системе тарифообразования, сориентировать ее на удовлетворение потребностей населения в перевозках, а для этого создать бюджетные инвестиционные ресурсы и вкладывать их в транспорт, хотя бы субсидировать работу на убыточных маршрутах.

Льготный вопрос

Каждый год приносит немалые убытки хабаровским муниципальным перевозчикам и единый социальный проездной билет. Им пользуются льготники, совершая неограниченное количество поездок в месяц.

- Мы провели исследование, по результатам которого оказалось, что льготник фактически осуществляет 51 поездку, а из бюджета нам платят только за 30. Мы не просим, чтобы эту льготу отменяли, понимая ее социальную значимость, а хотим лишь того, чтобы нам платили за работу, которую предприятие выполняет, - говорит Алексей Алексеевич. - Хабаровский край идет в этом плане своей дорогой, применяя не совсем современный метод обслуживания льготной категории населения. Возможны другие доступные варианты. Например, отдать людям деньги. И пусть они поедут там, где им удобно, будь то муниципальный или частный автобус. Или ввести социальную электронную карту с транспортным приложением. Ей льготник и будет оплачивать проезд, а мы будем знать точное количество поездок.

Но пока «выколачивать» законные деньги ХПАТП № 1 приходится только собственными силами. Так, возместить затраты по перевозке льготных категорий граждан автотранспортному предприятию удается только через суд. Одно такое дело муниципальные перевозчики уже выиграли, получив в конце 2012 года от министерства финансов РФ 198 млн. рублей. Сегодня в судебном производстве находится еще четыре иска, в том числе и к краевому министерству. По трем из них уже есть решение суда первой инстанции в пользу предприятия. Пока идет процедура обжалования, но вероятность того, что какие-то деньги ХПАТП № 1 к началу следующего года все же себе вернет, велика. Хоть в малой степени, но эти средства покроют часть убытков, а значит, позволят муниципальным перевозчикам улучшить свое финансовое состояние, развивать производство и повышать качество оказания услуг. То что это возможно, хабаровское предприятие уже доказало, когда завоевало победу в конкурсе «Лидер России».

Показательно и то, что ХПАТП № 1 станет базовым предприятием при реализации проекта газификации общественного транспорта в Хабаровске. Как только решится вопрос с площадкой, где можно будет построить газозаправочную станцию, предприятие планирует заняться реконструкцией производственной базы и на первом этапе перевести на газомоторное топливо 80 автобусов.

Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



15.12.2023 01:01
Красная икра в ястыках подешевела на 750 рублей, но в рознице цена всё та же
Красная икра - символ дальневосточного благополучия. Цены на этот деликатес в последнее время в центре внимания жителей региона. Тем более что руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Дальневосточном рыбопромысловом совете отметил, что лососевая путина в этом году не просто удачная, а вторая по объёму добычи за всё время наблюдений. И цена на красную икру в связи с возросшим предложением должна снизиться.
Однако реально цена на икру не снижается, а где-то даже немного поднялась. В чём причина, что влияет на формирование цены, корреспондент «Тихоокеанской звезды» разбиралась с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой.

01.12.2023 01:12
Новый закон запретит самовыгул собак в Хабаровском крае
На заседании комитета Законодательной Думы Хабаровского края депутаты поддержали ужесточение требований к содержанию и выгулу домашних животных.