Легендарный полёт

21.07.2011 | Чтобы помнили | 6м. 23 c. | 541
Легендарный полёт
Тройку отважных знала вся страна

За четыре часа до подхода самолёта к бухте Тикси радиостанции Дальнего Востока регулярно начали принимать радиограммы с самолёта о полёте и передавать экипажу сводки о погоде…

На случай вынужденной посадки, для быстрого оказания помощи экипажу были организованы наблюдение, связь и спасательная служба. Весь край понимал, что победа АНТ-25 будет победой всей Советской страны».

Приказ Орджоникидзе немедленно произвести посадку, сильный дождь и сплошная облачность заставили экипаж посадить самолет 22 июля в 14 часов 20 минут на прибрежную полосу маленького острова Удд. Сажал самолет В.П. Чкалов.

Байдуков в своей статье, напечатанной в газете «Советская Россия» в 1986 году, очень эмоционально описал этот самый ответственный момент их трудного перелета: «Первый остров Кэос - почти неприступная скала, второй, Лангр, - с большим поселком и заводом - тоже неподходящ, а вот третий - остров Удд, весь испещренный ериками, наполненными водой, с небольшим числом домиков, почему-то понравился нашему командиру…

Мы укрепляемся за радиостанцией, понимая, что шансов на благополучную посадку практически нет. Вся надежда на командира и на название местности - залив Счастья.

Действительно, Валерий Павлович родился в рубашке: машина коснулась земли мягко, тремя точками - две пары колес на правой и левой стойках шасси и на хвостовой дутик. Затем - невероятное торможение, сильный удар, и АНТ-25 остановился, буквально вкопанный в грунт».

Что же происходило в последние десятки минут перед посадкой самолёта на остров Удд?  Эти события подробно описаны в газете «Тихоокеанская звезда» от 1 августа 1936 года в статье капитана государственной безопасности Л.Ф. Липовского «Мне выпало большое счастье»: «Мне выпало большое счастье одним из первых познакомиться с героями, первым поздравить их с великой наградой. Дело было так. 22 июля в 8 часов 30 минут. вечера (20 часов 30 мин. по местному времени) я получил сообщение начальника поста на острове Лангр Быкова: в 19 часов 45 минут над островом был виден самолёт. Он летел на высоте 50 метров в течение четырёх минут, а затем скрылся по направлению залива Счастья.

Я тут же дал указание Быкову организовать людей, плавучие средства для розысков. На исходе третьего часа они обнаружили на острове Удд самолёт героев».

О сообщении начальника погранпоста Быкова Липовский немедленно доложил в Москву М. Кагановичу. На тот момент экипаж самолёта уже длительное время  не выходил на связь, и о судьбе его было неизвестно.

Рассказанные Липовским факты публикуются впервые, а также впервые называются фамилии людей - пограничников 65 погранотряда, которые принимали непосредственное участие в завершении  полёта самолёта АНТ-25 и некоторые из которых были вычеркнуты из нашей истории. Краевые и областные газеты 1936 года сохранили память и о коменданте Нижне-Амурского  укрепрайона, комбриге А.А. Кошелеве, и о начальнике управления госбезопасности Нижне-Амурского областного управления  НКВД, руководившим 65 морским погранотрядом, капитане госбезопасности Л.Ф. Липовском.

Пограничники уже знали, что приземлившийся самолёт - это тот самый АНТ-25, который совершал по заданию Сталина перелёт из Москвы через Ледовитый океан на Дальний Восток. Впоследствии действия Ф.Г. Быкова по  обеспечению экстренной посадки самолёта будут признаны активными и умелыми. Его наградят именным нарезным оружием, а также вручат правительственные подарки: двуствольное ружьё, ярко-красный патефон, диковинный набор кухонной эмалированной посуды, отрезы дорогого материала…

Утро 23 июля на острове Удд было пасмурное, но туман рассеялся, приподнялся. Этим затишьем не замедлили воспользоваться пограничники с соседнего острова Лангр. Ф.Г. Быков с пограничниками-краснофлотцами привезли экипажу подарки, вместе завтракали в доме председателя рыболовецкой артели. Лётчики интересовались действиями погранпоста, его радиообменом с Николаевском-на-Амуре и с бортом самолёта. Быков сообщил пилотам, что погранпост обнаружил самолёт, когда тот находился ещё в воздухе, что об их  посадке он доложил в погранотряд. Следовательно, Москва уже знала о местонахождении самолёта.  

Из статьи Липовского: «Для того, чтобы быстрее приготовить самолёт к дальнейшему полёту, выровнять бугры на площадке, мы послали из города начальника механических мастерских Сервирога и несколько сапёров. Вечером снова т. М. Каганович вызывает меня к проводу и поручает передать лётчикам телеграфный текст постановления правительства о присвоении звания Героев Советского Союза. Прилетев на остров, я застал товарищей Чкалова, Байдукова, Белякова в домике начальника  лова за чаепитием».

Липовский и привёз лётчикам радостное известие - телеграмму: «Николаевск-на-Амуре.

Экипажу самолета АНТ-25

Чкалову, Байдукову, Белякову.

Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полета.
Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, хладнокровием, настойчивостью, мастерством.
Вошли в Центральный Исполнительный Комитет Советов Союза с ходатайством о присвоении Вам звания Героев Советского Союза и выдаче денежной премии командиру самолета Чкалову в размере тридцати тысяч рублей, летчику Байдукову и штурману Белякову - по двадцати тысяч рублей.

Крепко жмем вам руки.

Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Ворошилов, Жданов».

Из статьи Липовского: «На глазах всех троих блестели слёзы. Они крепко обнялись.

Вслед за тем подъехали заместитель председателя облисполкома и мой помощник Гурешидзе. Мы побеседовали с героями, причем на протяжении всей беседы имя Сталина не сходило с их уст. Затем осмотрели самолёт. Осмотр места посадки вызвал у нас восклицание: «Чудеса, вот те чудеса, которые даёт овладение техникой!»
Обратно в Николаевск  летели вместе с Чкаловым и Байдуковым. Горжусь тем, что герои останавливались в моём доме. Я вообще счастливый на этот счёт. Когда Михаил Водопьянов летел на мыс Шмидта, то останавливался у меня.  Теперь были в гостях Чкалов, Байдуков, Беляков. Радостно это знакомство».

Постановление о присвоении лётчикам звания Героев Советского Союза было подписано на следующий день - 24 июля.
Всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. Чкалову, Байдукову и Белякову были вручены ордена Ленина за номерами 3050, 3051 и 3052 соответственно и грамоты Героев Советского Союза. В постановлении ЦИК СССР было написано: «За осуществление героического беспосадочного дальнего перелета по маршруту Москва - Северный Ледовитый океан - Камчатка - Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при  этом выдающееся  мужество и мастерство…». Эти герои должны были получить Золотые Звёзды  Героев за номерами 9, 10, 11.

Позже на остров прилетел командир звена пограничного авиаотряда Шестов и сообщил,  что правительство беспокоится  и просит одного из экипажа к прямому проводу. На доклад в Николаевск вылетел Беляков. Он рассказал о посадке, о состоянии самолёта, о самочувствии участников перелёта.

Доклад Белякова лёг на стол Гаю - начальнику особого отдела главного управления госбезопасности НКВД СССР. Он был оформлен как специальное сообщение от 23 июля 1936 года в адрес ЦК ВКП (б).  То, что говорил Беляков, выделено прямой речью и разбито на три пункта:

«1. Самолёт по условиям погоды не мог пробиться в Хабаровск, где мы предполагали сделать ночью посадку…Сели на острове Уддэ (по карте Ур) в заливе Счастья, в 50 километрах к северо-востоку от Николаевска-на-Амуре… Экипаж невредим. При посадке у самолёта увязла в морском песке правая нога и отлетело колесо правой ноги. Капота и постановки на нос не было.

2. Предполагаем изготовить новую ось правой ноги в мастерских речного порта. Произвести некоторые уравнительные работы на площадке и дня через два - три вылететь с места посадки в пункт по Вашему указанию…
3. Самолёт продержался в воздухе 55 часов 25 минут при средней высоте полёта 4000 метров. Слепого полёта было более 10 часов…

Сегодня утром 23 июля на место посадки прибыло несколько самолётов погранотряда и укреплённого района Николаевска-на-Амуре.

Сейчас буду докладывать по прямому проводу товарищу Блюхеру.

Начальник гарнизона обещал все требования по моей работе выполнить быстро».

24 июля Чкалов от имени экипажа послал ответную телеграмму правительству:

«Дорогой товарищ Сталин!

Экипаж самолета АНТ-25 благодарит Вас и правительство за высокую награду.

Вылетая из Москвы, назвал маршрут Вашим именем: «Сталинский маршрут».

Экипаж бодрый и готов к дальнейшему полету. Вылет в Москву сообщим из Хабаровска.

24 июля, Николаевск-на-Амуре. Чкалов».

Для взлёта самолёта с острова необходимо было построить взлётную полосу. На подготовленную для взлёта грунтовую полосу самолёт перетаскивали с помощью верёвок всем островным людом.  В перетаскивании самолёта приняли участие даже женщины с грудными детьми на руках. Когда об островитянах рассказали С. Орджоникидзе, он больше всего поразился тому, что за верёвку тянул самолёт однорукий колхозник - нивх Пхейм. Своим приказом Орджоникидзе  объявил Пхейму благодарность и наградил ценными подарками.

Взлететь с грунтовой полосы В. Чкалову не удалось. Песчаный грунт оказался слишком вязким. Тогда маршал Блюхер принял решение  построить взлётную полосу из лесоматериалов и направил на остров  координировать организационные вопросы дивизионного комиссара И.Д. Вайнероса. Организацию непосредственно строительных работ он возложил на коменданта Нижне-Амурского укрепрайона, комбрига А.А. Кошелева.  Времени на строительство взлётной полосы он отвёл лишь два - три дня, т.е. до наступления лётной погоды.  

Полосу строили военные, присланные на остров Блюхером, и островитяне. Всего для взлетной полосы на остров было перевезено 12 тысяч кубометров бревен. Бревна были уложены на грунт, а сверху был сделан настил из толстых досок. Ширина полосы составляла 50 метров, длина - 500 метров.

А пока строилась взлетная полоса, три летчика побывали в Николаевске-на-Амуре и  выступили перед жителями города в областном драматическом театре. Сидеть в президиуме и выступать перед жителями пришлось им в меховых унтах - выходной обуви у них не было.

(Продолжение в следующих номерах).

Автор: В.Ф. БЫКОВ, В.В. ЧКАЛОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



08.11.2022 09:26
За Абрама Мильчина говорили скульптуры
Сейчас уже невозможно себе представить привокзальную площадь дальневосточной столицы без памятника первопроходцу Ерофею Хабарову, ставшего визитной карточкой города.

02.08.2022 09:54
По следам амурского Жюля Верна
140 лет назад родился известный рыбовод, выдающийся ихтиолог, дальневосточный писатель Трофим Борисов (29.07.1882-16.09.1941).