Легендарный полёт

25.07.2011 | Чтобы помнили | 5м. 48 c. | 438
Легендарный полёт
Г. Ф. Байдуков, В. П. Чкалов и А. В. Беляков с товарищами в Кремле после вручения правительственных наград. 17 августа 1936 г.

(Окончание. Начало в №№ 132, 133 и 134 за 20, 21 и 22 июля.)

В числе награждённых орденом «Знак Почёта» в указе значатся: конструктор А.Н.Туполев,  конструктор, проектировавший самолёт АНТ-25, П.О. Сухой, конструктор мотора АМ-34 А.А. Микулин, а также никогда и нигде больше не упоминавшиеся  в связи с полётом комбриг  С.А. Кошелев и капитан госбезопасности в Николаевске-на-Амуре Л.Ф. Липовский.

17 августа 1936 года газета «Красный маяк» (орган Нижне-Амурского обкома ВКП (б), облисполкома и оргбюро Далькрайсовпрофа) публикует поздравление «Капитану государственной безопасности тов. Л.Ф. Липовскому, комбригу А.А. Кошелеву» следующего содержания: «Обком и облисполком приветствуют и поздравляют вас с высокой наградой правительства - орденом «Знак Почёта» за проявленную вами инициативу и самоотверженную заботу по оказанию содействия славным героям - экипажу АНТ-25 в их беспримерном перелёте по сталинскому маршруту.

Областной комитет партии и облисполком уверены, что эта высокая награда ещё более укрепит и возвысит вашу любовь и преданность делу партии Ленина - Сталина, вдохновит вас на новые подвиги во славу великой Родины, её несокрушимости и мощи, на вверенных вам боевых участках её дальневосточных рубежей. Обком ВКП (б) Мякинен, облисполком Толпыго».

Так почему же ни Байдуков, ни Беляков в своих книгах не упоминали имена людей, которые оказали экипажу самолёта неоценимую помощь?

Как отмечают историки, репрессии на Дальнем Востоке носили особенно массовый характер. Только в Хабаровском крае за короткое время в застенках НКВД погибло 40 тысяч человек. В том числе многие видные военачальники, все краевые и областные руководители.

По обвинениям в  «участии в антисоветских организациях, в военных заговорах», за «шпионаж в пользу Японии», за «участие в троцкистско-зиновьевских блоках», то есть за измену Родине и контрреволюционную деятельность к высшей мере наказания были приговорены: Маршал Советского Союза, командующий Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армией В. Блюхер; начальник политуправления ОКДВА, дивизионный комиссар И. Вайнерос; секретарь Дальневосточного обкома, член партии с 1910 года, с 1930 по 1934 год - кандидат, с 1934 года - член ЦК ВКП (б) Л. Лаврентьев; председатель Дальневосточного краевого исполнительного комитета, видный государственный деятель Г. Крутов; секретарь Нижне-Амурского обкома партии Н. Мякинен; председатель Нижне-Амурского областного исполнительного комитета Б. Толпыго… После ХХ съезда КПСС все  они были  реабилитированы.

Комбрига А.А. Кошелева, коменданта Нижне-Амурского укрепрайона, обеспечившего строительство на острове Удд взлётной полосы, арестовали в 1937 году. Ровно через год после выхода указа о награждении орденом «Знак Почёта», то есть 13.08.1937 года его расстреляли как врага народа. Кошелев разделил трагическую участь 220 из 400 имевшихся в СССР комбригов. Реабилитирован в 1957 году.

Аналогичной оказалась судьба начальника управления госбезопасности Нижне- Амурского областного управления НКВД, непосредственно руководившего 65 морским погранотрядом, Л.Ф. Липовского. В органах ЧК Липовский служил с 1918 года. Награждён знаком «Почётный работник ВЧК - ГПУ» №197. В 1938 году без суда и следствия  расстрелян в Николаевске-на-Амуре. Реабилитирован 30 января 1996 года.

Вот почему фамилии этих людей - участников событий перелёта 1936 года были вычеркнуты цензурой из книг Байдукова и Белякова, по идеологическим и политическим мотивам были преданы забвению.

Ф.Г. Быков погиб в Великую Отечественную войну в августе 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской наступательной операции, защищая Родину от фашистских захватчиков. Место захоронения его неизвестно.

Отрадно сегодня то, что история сохранила память об этих людях.

10 августа вся  Москва готовилась к встрече героев. Это был общенародный праздник, общенародное торжество. Улицы Москвы были празднично украшены красными флагами, гирляндами зелени, плакатами со словами приветствий любимым героям.

Уже за несколько часов до прилета самолета две тысячи живых цветов было продано москвичам, десять тысяч цветов в горшках было раскуплено за несколько часов. Сегодня это никого не удивляет, но в то время  эти цифры были впечатляющими.

Около 4 часов дня стало известно, что самолет приближается к Москве. Навстречу героям вылетел почетный караул из 12 самолетов, который сопровождал краснокрылый АНТ-25, когда тот делал круг почета над столицей, и улетел, когда самолет  приземлился на Щёлковском аэродроме.

Правительство в составе Сталина, Орджоникидзе, Ворошилова, Кагановича, члены Центрального комитета партии  встречали экипаж, поэтому и было назначено точное время прилета самолета в Москву в 16 час. 50 мин., что озадачило экипаж.  

Действительно, перелет Чкалова, Байдукова, Белякова затмил мировой рекорд дальности беспосадочного перелета французских летчиков Кодоса и Росси, которые в 1933 году покрыли расстояние в 9104 километра от Нью-Йорка до Райяка (Сирия) за 70 часов.

Блестящий перелет, совершенный советскими летчиками, вызвал широкие отклики иностранной печати. Знаменитый авиатор и авиаконструктор Луи Блерио, совершивший в 1909 году исторический перелет из Франции в Англию через Ла- Манш, сообщил по телефону свое мнение о перелете: «Этот перелет будет иметь большое значение, поскольку он сопровождался длительной, образцовой подготовкой и был совершен в чрезвычайно трудных условиях.

Советские летчики выбрали трассу, проходившую по совершенно неисследованным районам. Они сами предпочли тяжелую борьбу с трудностями установлению рекорда в более легких условиях. Я был бы рад познакомиться с конструктором моноплана АНТ-25 Туполевым и надеюсь его увидеть в Париже во время предстоящей в ноябре международной авиационной выставки».

Значение этого перелета для Советского Союза было очень велико. Руководство страны приравняло его по значению к действию двух полевых армий.

Советские летчики продемонстрировали силу и мощь нашей авиации для наших восточных соседей, особенно Японии, с которой в этот период отношения были достаточно напряженными. 56 часов понадобилось летчикам на преодоление почти 10000 км вдоль северных границ нашей страны до устья Амура.

Прошли годы, но только одному из членов экипажа - Георгию Филипповичу Байдукову удалось побывать на островах Чкалов и Байдуков.

В 1986 году  состоялся агитперелет, организованный ЦК ВЛКСМ и Министерством гражданской авиации в честь 50-летия перелета, совершенного в 1936 году экипажем в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова. На острове открывался пямятник героям. Главным участником агитперелета был Георгий Филиппович Байдуков.

В этих торжествах приняли участие первый секретарь краевого комитета партии А.К. Черный, председатель крайисполкома Н.Н. Данилюк, командующий войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа Д.Т. Язов, начальник войск Краснознаменного пограничного военного округа В.Д. Бутенко.

Со словами приветствия к собравшимся обращается первый секретарь крайкома партии А.К. Черный. Он отмечает огромное значение этого исторического перелета для страны, для дальневосточного края, где авиация в настоящее время основной вид транспорта, активный участник хозяйственного развития края. Г.Ф. Байдуков рассказывает о последних часах полета, о нулевой видимости, о виртуозности командира при посадке самолета на остров.

И вот спадает покрывало с монумента. Горельеф трех героев сразу бросается в глаза! Стела уходит в высоту на 6 метров, а наверху легендарный самолет. На плите внизу надпись: «На этом месте 22 июля 1936 года произвел посадку самолет АНТ-25, осуществивший беспосадочный перелет по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский - о. Удд (ныне о. Чкалов). За успешное выполнение задания командиру экипажа Чкалову В.П., пилоту Байдукову Г.Ф., штурману Белякову А.В. присвоено звание Героя Советского Союза».

На острове сохранился и  первый знак, который был установлен еще в 1936 году моряками. Это простая металлическая труба, а наверху краснокрылый самолет и надпись.

Сверхдальний перелёт этого экипажа на Дальний Восток был сложным, но очень важным для своего времени. Время дало ему объективную историческую оценку. Он лёг краеугольным камнем в основу развития отечественной авиации и космонавтики. Отважные герои конца 30-х годов, рискуя жизнью, на практике утверждали зарождение отечественной авиационной науки и техники, покоряли неизведанные пространства, прокладывали в дальних широтах авиационные маршруты будущего…
В. БЫКОВ, В. ЧКАЛОВА.

Авторы статьи:

Владимир Фёдорович Быков родился в 1942 году в Новосибирской области. По образованию инженер-механик.

Многие годы работал на советской и партийной работе: председателем райисполкома, первым секретарём райкома партии. В последующее время заместителем губернатора Пермской области.

Имеет правительственные награды. Член Союза журналистов СССР (России) с 1968 года. Проживает в Перми.

Валерия Валерьевна Чкалова родилась в 1935 году в Москве. По образованию физик, окончила физический факультет МГУ.

Работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте радиотехники. Лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР. Имеет научные работы и изобретения по специальности.
В последнее время ею написаны книги и статьи об отце  - Чкалове Валерии Павловиче.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



08.11.2022 09:26
За Абрама Мильчина говорили скульптуры
Сейчас уже невозможно себе представить привокзальную площадь дальневосточной столицы без памятника первопроходцу Ерофею Хабарову, ставшего визитной карточкой города.

02.08.2022 09:54
По следам амурского Жюля Верна
140 лет назад родился известный рыбовод, выдающийся ихтиолог, дальневосточный писатель Трофим Борисов (29.07.1882-16.09.1941).