Россия сильна читателем
11.03.2016
381
- На сайте общественной экспертизы нормативных документов завершены обсуждения новой Концепции преподавания русского языка и литературы в России. Цель концепции - обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников. Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами и Примерными основными образовательными программами концепция составляет основу филологического образования в школе. Они были довольно бурными. Учителей волновали разные вопросы: не будет ли сокращено количество часов, которое предусмотрено на изучение русского языка; не разделят ли ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный, как это сделали с математикой; создадут ли единый учебник; изменится ли список обязательных к изучению произведений для старшеклассников.
Эти споры и баталии еще не закончены. Но, несмотря на множество мнений, каждый из учителей-словесников понимает, что основная задача литературного образования в школе сегодня - вернуть ученикам интерес к чтению.
Андрей Вознесенский писал: «Германия известна Лютером, двадцатые годы - Татлиным. Штаты сильны компьютером. Россия - читателем. Он разум и совесть будит. Кассеты наладили. В будущем книг не будет? Но будут читатели».
Без чтения писательство как отражение духовной жизни человечества теряет смысл. Как привить интерес ребенка к чтению? Как обратить ребенка к книге? Как вырастить грамотного читателя?
Сегодня много говорят о возрождении традиции семейного чтения. С первой в жизни книгой ребенок знакомится в семье, еще не умея самостоятельно прочитывать текст, воспринимая первый опыт соприкосновения с культурой на слух, с «голоса» матери, погружаясь в иной, воображаемый мир, получая первый нравственный опыт.
Перед школой сегодня поставлена очень важная задача - воспитание грамотного, квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, осознающего значимость чтения как средстве познания мира и себя, гармонизации отношений человека и общества.
Нынешние ученики очень сильно отличаются от предыдущих поколений - своих родителей, бабушек, дедушек. Современный школьник находится в насыщенной информационной среде, он не верит на слово, ищет ответы на многие волнующие их вопросы. Это учитывают федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС). Процесс обучения заключается не в передаче определенной суммы знаний, а в освоении способов эффективного, самостоятельного получения знания, действий со знаниями, в том числе на границах разных предметных областей и в нестандартных ситуациях. «Дайте человеку одну рыбу - и он получит пропитание на день, дайте удочку и научите его ловить рыбу - и он получит пропитание на всю жизнь».
Время «вещания истин» давно закончилось. Очевидно, что предмет «литература» в школе должен меняться и в содержательном, и в методическом аспекте.
Предлагаемый в школе на уроке литературы учебный материал должен быть обращен к реальному школьнику, затрагивать его внутренний мир. Время, когда говорит только учитель, уходит в прошлое.
На смену ему приходит диалог. Его сможет выстроить учитель, который не перестаёт удивляться искусству и самой жизни, переживать, проживать, открывать новое в давно прочитанном тексте. Искусство учителя, по моему мнению, и заключается в том, чтобы оставаться живым и соответствовать реальности, а не насаждать штампы, которые ученик должен слепо копировать.
Современный урок литературы должен стать фокусом, «контрапунктом», в котором вступят во взаимодействие все стороны учебной и педагогической деятельности. Необходимо дать в руки ребенку «магический кристалл», с помощью которого он научится читать любой текст, вне зависимости от времени его написания, известности автора, раскрывая в нем настоящие смыслы.
Как это сделать? Возможно, наша совместная работа по изменению литературного образования, популяризации чтения среди детей и молодёжи поможет воспитанию грамотных читателей. И я уверена, совместными усилиями школы, семьи и общества нам удастся решить эту проблему.
Эти споры и баталии еще не закончены. Но, несмотря на множество мнений, каждый из учителей-словесников понимает, что основная задача литературного образования в школе сегодня - вернуть ученикам интерес к чтению.
Андрей Вознесенский писал: «Германия известна Лютером, двадцатые годы - Татлиным. Штаты сильны компьютером. Россия - читателем. Он разум и совесть будит. Кассеты наладили. В будущем книг не будет? Но будут читатели».
Без чтения писательство как отражение духовной жизни человечества теряет смысл. Как привить интерес ребенка к чтению? Как обратить ребенка к книге? Как вырастить грамотного читателя?
Сегодня много говорят о возрождении традиции семейного чтения. С первой в жизни книгой ребенок знакомится в семье, еще не умея самостоятельно прочитывать текст, воспринимая первый опыт соприкосновения с культурой на слух, с «голоса» матери, погружаясь в иной, воображаемый мир, получая первый нравственный опыт.
Перед школой сегодня поставлена очень важная задача - воспитание грамотного, квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, осознающего значимость чтения как средстве познания мира и себя, гармонизации отношений человека и общества.
Нынешние ученики очень сильно отличаются от предыдущих поколений - своих родителей, бабушек, дедушек. Современный школьник находится в насыщенной информационной среде, он не верит на слово, ищет ответы на многие волнующие их вопросы. Это учитывают федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС). Процесс обучения заключается не в передаче определенной суммы знаний, а в освоении способов эффективного, самостоятельного получения знания, действий со знаниями, в том числе на границах разных предметных областей и в нестандартных ситуациях. «Дайте человеку одну рыбу - и он получит пропитание на день, дайте удочку и научите его ловить рыбу - и он получит пропитание на всю жизнь».
Время «вещания истин» давно закончилось. Очевидно, что предмет «литература» в школе должен меняться и в содержательном, и в методическом аспекте.
Предлагаемый в школе на уроке литературы учебный материал должен быть обращен к реальному школьнику, затрагивать его внутренний мир. Время, когда говорит только учитель, уходит в прошлое.
На смену ему приходит диалог. Его сможет выстроить учитель, который не перестаёт удивляться искусству и самой жизни, переживать, проживать, открывать новое в давно прочитанном тексте. Искусство учителя, по моему мнению, и заключается в том, чтобы оставаться живым и соответствовать реальности, а не насаждать штампы, которые ученик должен слепо копировать.
Современный урок литературы должен стать фокусом, «контрапунктом», в котором вступят во взаимодействие все стороны учебной и педагогической деятельности. Необходимо дать в руки ребенку «магический кристалл», с помощью которого он научится читать любой текст, вне зависимости от времени его написания, известности автора, раскрывая в нем настоящие смыслы.
Как это сделать? Возможно, наша совместная работа по изменению литературного образования, популяризации чтения среди детей и молодёжи поможет воспитанию грамотных читателей. И я уверена, совместными усилиями школы, семьи и общества нам удастся решить эту проблему.