Краболов сошёл с хабаровских Стапелей. Что на очереди?

31.08.2022 | Реальная экономика | 6м. 11 c. | 449
Краболов сошёл с хабаровских Стапелей. Что на очереди?
Краболов «Кедон» спустили на воду спустя всего три месяца после «Омолона»

На Хабаровском судостроительном заводе спустили на воду второе краболовное судно проекта 03141. Это доброе событие произошло на фоне жаркой дискуссии о запуске второго этапа государственной инвестиционной программы «Квоты под киль». 

Именно благодаря ей хабаровские корабелы получили такой важный для экономики предприятия и региона заказ и сдают уже второе судно со своих стапелей. Что происходит - разбиралась «Тихоокеанская звезда».

Судно «Кедон» (в переводе с юкагирского - «Река людей») построено по заказу магаданской компании ООО «Маг-Си Интернешнл». Контрактом предусмотрено строительство двух краболовов на Хабаровском судостроительном заводе. 

Первое было спущено на воду три месяца назад, в мае. А 25 августа его отправили на дообстройку в Ливадию (Приморский край). По плану сдача заказа произойдет в июле 2023 года.

Предприятие получило заказ благодаря действию государственной инвестиционной программы «Квоты под киль». Напомним, она предусматривает предоставление квот на вылов краба в обмен на инвестиции.

Это отвечает задачам, которые ставит президент России Владимир Путин: «Один из наших ключевых, стратегических приоритетов - обновление промыслового флота, строительство современных, хорошо оснащенных, надежных судов для рыболовецких компаний, отвечающих высоким экологическим требованиям, способных вести добычу рачительно, без ущерба экосистемам, тому богатству, которое мы должны передать будущим поколениям».

Так, победители крабовых аукционов должны строить краболовные суда на верфях в России. И, как ранее отмечал вице-премьер Юрий Трутнев, этот механизм сегодня работает. 

Как пример, после спуска на воду на «Кедоне» будут проводиться швартовные испытания, дообстройка и оборудование помещений. 

Затем краболов перейдет на базу в Ливадию, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизия, а также завершатся окончательная отделка и снабжение.

- Сейчас правительством Хабаровского края совместно с АО ХСЗ ведется работа по расширению портфеля заказов в части подписания контрактов на строительство пяти рыболовных судов и четырех кораблей для Минобороны России со сроком начала строительства с 2023 года, - рассказал врио губернатора Хабаровского края Александр Никитин.

Между прочим, потенциал судостроительного предприятия позволяет строить суда водоизмещением до 1,5 тыс. тонн, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов и с динамическими принципами поддержания.

В настоящее время заводом заключены контракты на строительство двух краболовов и амфибийного судна на воздушной подушке.

Но что и как на самом деле строится и будет строиться?

Второй этап - раньше срока

Жаркая дискуссия на эту тему произошла 25 августа на совещании в Москве, которое провел председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. 

Спор разгорелся вокруг внесенного в конце июля правительством в Госдуму законопроекта, предлагающего уже в 2023 году дать старт второму этапу программы инвестиционных квот. 

Речь о выделении 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели, а также  изъятии оставшихся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и продажи их на аукционах.

То есть у рыбаков изымут их нынешние квоты на вылов и отдадут тем, кто будет строить суда на отечественных верфях или больше заплатит на аукционе.

По оценке Счетной палаты РФ, эта инициатива может обойтись рыбной отрасли в 450 млрд рублей (первый этап инвестквот оценивается в 372 млрд рублей). А также привести к ликвидации из-за лишения промысловой базы 116 предприятий на Дальнем Востоке, 74 из которых - субъекты малого и среднего предпринимательства.

С другой стороны, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков говорит, что законопроект позволит модернизировать перерабатывающие мощности на 80%.

И в новых крабовых аукционах федеральное агентство серьезных рисков для отрасли не видит. Когда готовился первый этап торгов, тоже говорилось об угрозах - исчезновении компаний, невозможности обслуживать кредиты, но «ничего не произошло на самом деле», утверждают в Росрыболовстве.

Наиболее дискуссионной темой руководитель федерального агентства назвал продажу на аукционах 100% квот на добычу моллюсков и других водных беспозвоночных. Вопрос действительно чувствительный для ряда регионов, признал глава Росрыболовства.

Но решение о том, какие виды водных биоресурсов и в каких районах промысла предложат для торгов, будет принимать правительство, так что на этом уровне такие моменты еще можно обсудить и проработать, прокомментировал Илья Шестаков.

Почему буксуем?

- Предварительные результаты проверки уже позволяют говорить о серьезных проблемах в выполнении программы квот под инвестиции, - заявил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов. - Из 129 инвестиционных проектов, запланированных в первую волну, реализовано 30. По 20 рыболовным судам строительство еще даже не началось.

В СП считают, что достижение целей, поставленных перед программой инвестквот, - под вопросом. Окончательные итоги контрольного мероприятия планируется рассмотреть на коллегии Счетной палаты 20 декабря.
В Минпромторге между тем настаивают, что в любом случае отечественные верфи способны строить суда в рамках нового этапа квот под инвестиции.

На вопрос Владимира Кашина, когда же все-таки будет завершен первый раунд, если 20 рыбацких судов еще даже не начали строить, директор профильного департамента министерства Борис Кабаков заявил, что финал планируется в 2026-2027 годах, а стапельные места для большого флота начнут освобождаться с 2025-го.

Региональные власти - против

От регионов на совещании выступали представители как исполнительных, так и законодательных органов власти. Все они говорили о необходимости детально обсудить столь серьезные для отрасли изменения. Нельзя принимать закон, тщательно не взвесив всё, если не стоит задача сконцентрировать бизнес в руках двух-трех компаний.

Опасения здесь понятны. На Дальнем Востоке и в Хабаровском крае, в частности, традиционно много мелких рыбодобывающих компаний. Они не в состоянии заказывать на заводах новые суда и побеждать в больших квотных аукционах. Объединиться не получается. И если их лишат биоресурса, то они уйдут из моря в банкроты.

Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов полагает, что могут быть очень серьезные социальные последствия.

- Мы даже не понимаем, какой мы получим социальный взрыв, когда у нас люди на Курилах останутся без работы, - говорит он.

Председатель Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова также поддержала коллег-дальневосточников, отметив, что предлагаемый второй этап инвестквот несет прямую угрозу малому и среднему предпринимательству в рыбной отрасли ДВ-регионов.

- Широкая дискуссия по законопроекту совершенно точно нужна, как и использование в ней результатов анализа первого этапа, который проводит сейчас Счетная плата РФ, - говорит Зикунова.

Председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова не только за то, чтобы назначить парламентские слушания, но и за созыв Общероссийского съезда рыбаков.

- Мы просим отложить принятие решения о запуске второго этапа программы инвестквот до завершения инвестпроектов первого этапа и подведения итогов, - обратилась она к федеральным коллегам.

«Акулы» - за

Зато в поддержку законопроекта выступают представители Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота и входящих в ее состав Русской рыбопромышленной компании и «Норебо».

Президент АСРФ Алексей Осинцев заявил, что действующие программы показали «колоссальную востребованность бизнесом», ведь отобрано значительно больше проектов судов и заводов, чем планировалось, то же самое - с поступлениями средств от аукционов.

Также Алексей Осинцев говорит о том, что сейчас значительное количество небольших квот на вылов крабов распределено между большим количеством пользователей, - купить суда или даже содержать действующий флот такие малые предприятия, по словам президента АСРФ, не могут - создаются предпосылки к существованию «рантье».

- А вообще, в морском рыболовстве дальневосточных регионов концентрация бизнеса шла и идет и без инвестиционных механизмов, - заявил Алексей Осинцев и добавил, что влияние законопроекта на малый бизнес не столь велико, как о том говорят. 

Будем решать на ВЭФ

Подводя итоги совещания, председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин в итоге озвучил «дорожную карту» по организации широкого обсуждения спорной инициативы.

- В середине сентября мы как профильный комитет отправим законопроект на 30 дней в регионы для подготовки отзывов на него, - сказал он. - В случае принятия законопроекта в первом чтении мы также направим его в регионы еще на месяц для подготовки поправок ко второму чтению.

Время есть, готовим отзывы, готовимся к парламентским слушаниям, готовимся к Восточному экономическому форуму, на котором имеет смысл обратиться к президенту по этому законопроекту.

Наша справка


Что такое краболовное судно проекта 03141
Судно предназначено для промысла краба, креветки (ловушками) и рыбы (ярусом), хранения улова в охлаждённой морской воде и транспортировки в порт. 
Районы эксплуатации - северная часть Тихого океана с прилегающими морями.
Его промысловые устройства: гидравлический кран и грузовая стрела. Для хранения улова - 15 охлаждаемых чанов. Есть вспомогательная опреснительная установка.
Длина по ВП 63,27 м
Ширина по ВП 10,60 м.
Скорость судна, узл 14 
Водоизмещение полное 1586 
Экипаж, чел. 21 
Высота борта 4,60



 Подготовил Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



19.04.2024 00:00
Инвесторам в Хабаровске не хватает коммунальных сетей
В Хабаровске сейчас царит строительный бум. Но главная проблема на сегодня в связи с этим заключается в том, что в краевом центре ощущается острый дефицит самих мощностей – сетей холодной воды, водоотведения, канализации и в какой-то мере электрических сетей, энергетических мощностей.

16.04.2024 00:14
Хабаровский край по динамике Инвестиций - в пятёрке лидеров
По итогам 2023 года, объем инвестиций в основной капитал вырос в 64 субъектах РФ, падение показателя отмечается в 21 регионе. Хабаровский край оказался в первой группе и даже в первой пятёрке лидеров по инвестдинамике.  Во всяком случае, об этом свидетельствуют результаты исследования «РИА Рейтинг».

В целом, большинство макроэкономических показателей РФ в 2023 году продемонстрировали положительную динамику, в том числе объём инвестиций в основной капитал. Рост здесь составил 9,8%, что выше, чем было по итогам 2022 года (6,7%).