Главное - персонифицированный учёт

11.12.2020 | Так и живем | 6м. 9 c. | 304
Главное - персонифицированный учёт
Мария Закатова (слева) и Ирина Звержеева внедряли систему персонифицированного учета в Хабаровском крае

«Чтобы вам назначили страховую пенсию, надо обязательно иметь…» Попробуйте продолжить эту фразу. Старшее поколение скажет: стаж и трудовую книжку. Среднее и молодое - стаж и страховые взносы. В 90-е годы прошлого века на фоне разваливавшейся советской экономики первые специалисты ПФР поняли: главное - персонифицированный учет.
Государственные предприятия массово закрывались. При этом кадровые архивы работников не всегда передавались на хранение в государственные. Как результат - трудовые книжки оказывались утраченными или достоверность их ведения была сомнительной. На фоне таких перемен многие и вовсе могли остаться без пенсионного обеспечения в старости.
Надо было срочно наводить порядок. Поэтому для сохранения и учета сведений, необходимых для назначения пенсий, 1 апреля 1996 года был принят Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного государственного пенсионного страхования».
Ведение учета пенсионных прав работающих граждан фактически перешло к ПФР.

Пачки анкет

В октябре 1997 года в Отделении ПФР по Хабаровскому краю был создан отдел организации персонифицированного учета из девяти человек. Он расположился на втором этаже здания на ул. Ленина, 27 в Хабаровске, где сейчас находится ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО.
- В штат набирали, прежде всего, специалистов с хорошими навыками работы на компьютере, потому что задача состояла в проведении анкетирования работающих жителей Хабаровского края. В районах эти функции, наряду с основными, были возложены на уполномоченных, - рассказывает Ирина Звержеева, с 1997 по 1999 год - заместитель управляющего ОПФР - начальник отдела персонифицированного учета.
Людей с навыками работы на компьютере в середине 90-х вообще еще было мало. Как и самих компьютеров. В Отделении ПФР по Хабаровскому краю первый появился в 1993 году. Задача стояла - всем уполномоченным научиться работать в текстовом редакторе.
Позже компьютеры установили всем. И первая программа называлась «АРМ уполномоченного» (автоматизированное рабочее место).
Но одно дело - оснастить отделение техникой, и совсем другое - внедрить в крае персонифицированный учет, зарегистрировать буквально каждого работающего человека. Специалисты ПФР на многочисленных встречах и семинарах разъясняли кадровым и бухгалтерским службам предприятий и организаций, что это необходимо для реализации пенсионных прав граждан. Объясняли, как заполнять анкеты.
- Самое сложное - ломать стереотипы людей, привыкших работать по старинке. Нужно было убедить их мыслить и работать по-новому, эффективно. И что для этого необходимо перейти на современные технологии, - вспоминала Ольга Данилова.
Это она проработала всю теоретическую законодательную базу, вооружив коллег прочной методической основой ПУ. И многие годы руководила управлением организации персонифицированного учета в крае.
В конце 90-х, если помните, появились цифровые носители информации - дискеты. Но они были в большом дефиците. Оставалось привычное и безотказное - бумага.
К дому № 27 на улице Ленина подъезжали автомобили, из которых работодатели выгружали пачки анкет. Специалисты Пенсионного фонда обрабатывали эти анкеты. Естественно, вручную. Это был кропотливый труд, требующий максимального внимания и абсолютной точности. Тогда-то и родился принцип взаимного контроля.
- Суть в том, что один специалист вводит в базу сведения, а другой - перепроверяет их перед окончательной загрузкой, - рассказывает Мария Закатова, которая с 1997 года работала заместителем начальника отдела персонифицированного учета.
Несмотря на то, что теперь информационные базы загружаются и обрабатываются в автоматизированном режиме, принцип многоуровневого контроля действует до сих пор и применяется в разнообразной процессной деятельности всего Пенсионного фонда России.

Зелёная карточка

В 1998 году в крае началась выдача страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования - СНИЛСов. Ирина Звержеева вспоминает, как вместе с Ольгой Даниловой выезжали с большими пакетами на крупнейшие предприятия Хабаровска и вручали СНИЛСы в торжественной обстановке трудовым коллективам во главе с их руководителями.
Для привлечения внимания к новшеству так делали по всему краю.
С того времени в памяти вашего корреспондента сохранился личный казус. Для заполнения документов на выдачу СНИЛС нужны были персональные данные, по паспорту. Я тогда работала в школе, торопилась на урок, поэтому отдала паспорт секретарю.
Когда мне выдали новенький документ необычного формата - заламинированная карточка, а привыкли к «книжечкам», я присмотрелась и обнаружила ошибку.
Дело в том, что в паспорте у меня в графе «место рождения» указан несуществующий населенный пункт Хабаровского края. На самом деле он, конечно, реальный - Тейсин Амурского района. Но в мой паспорт из свидетельства о рождении перекочевало «Тайсин», по-видимому, благодаря описке работника отдела ЗАГСа.
Еще не понимая, зачем мне вообще эта «зеленая карточка», я все же указала на ошибку. Примерно через месяц мне вручили новый СНИЛС, заполненный в точном соответствии с паспортными данными. И только со временем пришло понимание, что он в современных реалиях поважней многих других документов.
СНИЛС необходим не только для отражения страховых взносов, которые отчисляет работодатель на будущую пенсию. Он является идентификатором персональных данных в электронной системе межведомственного взаимодействия. Он заменяет собой множество справок и документов при получении государственных услуг в различных ведомствах, в том числе и электронных, а также социальных льгот и мер поддержки.

Потерял!

Переделать СНИЛС в конце прошлого века было не так уж просто.
В 1997 году на территории отдела ПФР в районе имени Лазо был создан Межрайонный пункт (МРП) персонифицированного учета для южных районов Хабаровского края. В нем обрабатывались анкеты, листки исправлений.
Бланки заявлений об обмене и выдаче дубликатов направлялись по почте и передавались нарочным в МРП для изготовления СНИЛС.
Светлана Головня, с 1999 года работающая в системе ПФР, вспоминает, что СНИЛСы в их отдел в Бикинском районе привозили на автомобиле из Переяславки.
Нередко доставка задерживалась. Причиной тому и расстояния, и нехватка рабочих рук в самом МРП. Специалисты персонифицированного учета из районов отправлялись в недельные командировки в МРП для оказания помощи по загрузке сведений.
И вот после долгого ожидания молодому жителю Бикина наконец вручают СНИЛС. Главный уполномоченный пожала ему руку и поздравила с наличием еще одного важного в жизни документа. Не прошло и пяти минут, как парень вновь появляется на пороге кабинета и просит… выдать новый СНИЛС, так как только что полученный он уже потерял!
- Надо было видеть глаза работников Пенсионного фонда в тот момент, - улыбается Светлана Головня. - Это гораздо позже выдача дубликата свидетельства стала происходить почти моментально. А сейчас и вовсе никуда за ним ходить не нужно - электронный СНИЛС есть в личном кабинете каждого гражданина. А тогда пришлось снова доставлять «зеленую карточку» из другого района.

Победить недоверие

Большинство людей в конце прошлого века не понимало, для чего нужен СНИЛС. А некоторые и вовсе считали его вредным документом - шли на поводу у распространенной страшилки про «чипирование» населения.
С такой ситуацией столкнулась в своей работе Ольга Марченко, которая в 1990-х работала уполномоченным Отделения по сбору страховых взносов в Верхнебуреинском районе. Теперь она - главный специалист-эксперт отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами УПФР в том же районе.
- В 1998 году на предприятии железной дороги некоторые женщины солидного возраста не хотели получать СНИЛС. Одни по религиозным убеждениям, другие считали, что для их возраста СНИЛС уже не нужен. И тогда администрация решила выдавать документ одновременно с материальной помощью. Забыв про свои предубеждения, люди пришли в один день, и мы всем им вручили СНИЛС, - рассказывает Ольга Марченко.
Со временем, когда пришла пора назначать пенсию, эти работники убедились в необходимости нового документа. Они заранее изучили индивидуальный лицевой счет, где отражены заработанный стаж и количество пенсионных коэффициентов.
Имея эти сведения, Пенсионному фонду сегодня не требуется для назначения пенсии ни трудовая книжка, ни справки. Будущему пенсионеру достаточно направить электронное заявление, и пенсия будет назначена.
К 1999 году каждый работающий житель края получил «зелёную карточку» - страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования со страховым номером индивидуального лицевого счета.
Очень скоро люди привыкли к нововведению, и выдача СНИЛС стала обычным процессом. Сейчас ПФР открывает СНИЛС на каждого новорожденного в проактивном режиме - без заявлений от родителей по сведениям ЗАГС.
Служба организации персонифицированного учета в 1999 году уже насчитывала 59 человек по Хабаровскому краю. В тот же год начался прием отчётности от работодателей и разнесение сведений о стаже и заработке по индивидуальным лицевым счетам. Так началось накопление пенсионных прав граждан. Для этого и нужно было всех зарегистрировать в системе персонифицированного учета, подтверждением чему и стали «зеленые карточки».
Пройдет еще немного времени, и Пенсионному фонду России перейдут функции по назначению пенсий.
Сегодня система персонифицированного учета - это единая на территории всей страны действующая база данных зарегистрированных граждан, которым открыты индивидуальные лицевые счета для учета и накопления пенсионных прав.
Персонифицированный учёт - это технологическая и информационная основа не только для всех процессов пенсионной системы. Она нужна и для межведомственного взаимодействия, а также для предоставления государственных социальных услуг, в том числе электронных.

Ольга СОКОЛОВА.
Фото из архива ОПФР
по Хабаровскому краю и ЕАО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

07.05.2024 08:44
Жители Хабаровского края сделали свой выбор

07.05.2024 08:34
Размер премий – от 50 до 300 тысяч

07.05.2024 08:33
Бетонному заводу в Некрасовке быть

07.05.2024 08:25
Появятся новые специальности

07.05.2024 08:16
Диспансеризация для ветеранов

07.05.2024 08:15
В Приморье - удобными маршрутами

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае



12.02.2022 00:46
Тугур и Чумикан мечтают о пароме
Юрий Мусатов родился и вырос в Хабаровске. Но его стаж жизни на севере уже давно значительно превышает время, проведенное в краевой столице.

24.12.2021 22:32
Нельзя осчастливить человека насильно
Пока я снимала шубу, он похотливо «ощупал» меня взглядом и подобострастно прошептал: «Проходите, проходите…» И тут же из кухни раздался дребезжащий старческий голос: «Гордик, твоя девушка уже пришла?»